В законе нет таких понятий, как «летняя резина» или «межсезонка». Тем не менее за использование летом покрышек не по сезону автомобилистам грозят штрафы.
С начала этого года в Казахстане вступил в силу техрегламент Евразийской экономической комиссии «О безопасности колесных транспортных средств», в котором говорится, что зимой запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, а с июня по август запрещено использование шипованной резины.
– На «ошипованных» шинах нельзя управлять автомобилем в июне, июле и августе. А в декабре, январе и феврале нельзя ездить на машине, если шины не маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также знаками «М+S», «M&S», «M S», – объясняет пресс-секретарь Комитета административной полиции МВД РК Ирина Лукьянина. – На каких шинах управлять авто весной (март, апрель, май) и осенью (сентябрь, октябрь, ноябрь) законодательством не регламентировано, это дело водителей. Не забываем, конечно, об общих требованиях, предъявляемых к шинах (высота протектора, износ, повреждения и т. п.).
– Весной, вплоть до 1 июня, инспектор не вправе запретить эксплуатацию вашего авто, если на нем «шипованные» или «зимние» шины, – говорит Ирина Лукьянина. – Другое дело, что это «не комильфо», к тому же могут быть исключения. В регламенте написано, что «сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств – членов Таможенного союза», то есть в какой-то области могут сделать зимний период более длинным.
Шипованная шина, благодаря специальным шипам, лучше сцепляется со льдом, на асфальте же при резком торможении она поведет себя так, как летняя зимой на льду.
Износ «зимней резины» летом намного сильнее, расход топлива, кстати, тоже значительно увеличивается. При наезде на острую поверхность летняя шина останется целой, а на зимней будет прорез, так как она достаточно мягкая в сравнении с «летней», а при жаркой погоде становится еще мягче (полноценная работоспособность зимних покрышек предусмотрена при температуре от +7 градусов и ниже). Кроме того, если на покрышках нет специальных «ручейков» против водяного клина, то в дождь также можно ожидать плохой управляемости, войти в поворот будет очень сложно, особенно с высокой скоростью.
– За «непереобутую» машину придется заплатить штраф, – добавляет Ирина Лукьянина.
Штраф будет составлять 9 910 тг (5 МРП), согласно статье 590 часть 5 КоАП РК.