Может ли правительство быть реорганизовано посредством только указа, в обход иерархии нормативных актов, установленных Конституцией? Эксперты во мнениях не сошлись.
Законодательная иерархия в Казахстане такова: высшей юридической силой обладает Конституция РК, затем законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию и конституционные законы и указы президента, имеющие силу конституционного закона. Потом идут кодексы, законы, а также указы президента РК, имеющие силу закона. И далее, только пятым пунктом, следуют нормативные указы президента РК.
– Подзаконным актом вносятся изменения по вопросам, которые должны регулироваться законом, – говорит генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо», Игорь Лоскутов. – Если агентств в структуре Правительства больше не будет, так, наверное, нужны изменения в Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан»? Где же заявленное Конституцией разделение властей? Если указы легко меняют конституционные законы, так может им в установленной иерархии присвоить статус не подзаконных, а надзаконных актов?
Можно ссылаться на что угодно, считает юрист, чтобы прикрыть факт – указы ломают весь строй законодательных актов.
– Уполномоченные органы в законах, в значительной мере подстроены под старую структуру, их придется переписывать, – объясняет Игорь Лоскутов. – Что же касается формализма, то возьмем ст.3 Конституции РК: «Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра». Он их в 10-дневный срок внес, и все это время рассматривали?
С такой точкой зрения категорически не согласен политолог Марат Шибутов:
– Нет. Это не противоречит конституционным нормам, потому как указы президента у нас имеют силу закона. В Казахстане новый премьер – под него всегда меняется правительство. Просто возникла такая ситуация, когда стало очевидно, что исполнительская дисциплина и эффективность правительства сильно упали.
По словам политолога, можно поменять министерства по представлению премьер-министра:
– В статье 44 Конституции РК, написано, что «Президент, по представлению премьер-министра образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей». Так что, это вполне нормальная реорганизация, – уверен эксперт.