9 велосипедистов стали жертвами ДТП в Алматы всего за первые три месяца 2014 года. Велосезон только начинается, но уже очевидно: велосипед на дороге — проблема для закона. Права и — самое главное — ответственность велосипедистов за совершение ДТП, причинение вреда пешеходам закон «О дорожном движении» описывает очень скромно. На фоне роста популярности вело-движения несовершенство закона грозит серьезными проблемами.
Определения, что такое: «велосипед», «велодорожка», «велосипедная полоса движения» в законе есть, регламентированы в документе и вопросы территориально-транспортного планирования, в том числе организации велосипедных дорожек, но кроме этого, прямо скажем, НИЧЕГО. Уточнить привилегии, а главное ответственность велосипедистов в законе забыли.
— Велосипедисты — те которые правильные, идейные, настоящие — они очень полезные участники дорожного движения… Они экологичные, они здоровые, они молодцы! Но хаотичные велосипедисты, не знающие ни правил ДД, ни культуры езды на велосипеде — они, признаться, бывают даже опасны, — говорит Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза. — Например, когда только что ехавший рядом с вашим автомобилем велосипедист, вдруг неожиданно решает пересечь дорогу по пешеходному переходу, не слезая со своего двухколесного коня! А у велосипедиста обычно скорость высокая, поэтому ловко заскочить даже под крадущийся автомобиль у него получится в любом случае.
Статистика неумолима — за первый квартал т.г., то есть ещё до начала велосезона, в ДТП пострадали девять велосипедистов. При этом никто не считал, сколько людей покалечили «хаотичные гонщики» на великах. Действительно, если лихач врезался в пешехода, как это считать? ДТП? Нанесение телесных повреждений?
— К ДТП это не имеет никакого отношения, — уверен Еркен Утегенов, заместитель командира специального батальона дорожно-патрульной полиции. — Этими делами занимаются участковые и рассматривается, как непреднамеренное нанесение телесных повреждений.
Тем не менее, Думан Капасов, руководитель велосообщества Казахстана уверен в другом:
— Если учесть, что велосипедист приравнен к участнику автодвижения то, конечно, это ДТП, также как и в случае если столкнуться авто и велосипедист.
— Не все водители знают ПДД (машину купил, права купил, ездить не купил), что говорить о велосипедистах? — считает Думан Капасов. — А где нам ездить? В правилах написано, что по правой стороне дороги, но у нас везде все заставлено припаркованными машинами. Бывает, что припарковавшись автовладельцы открывают резко двери своих авто, и велосипедисты врезаются, потому что могут разогнаться до 50 км/ч и попробуйте среагировать на это. Правда, полиция лояльно к нам относится.
К слову сказать, ещё не был оштрафован ни один велосипедист за нарушения ПДД. Зато конфликтов из-за этих транспортных средств «имеющих два колеса и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем» предостаточно: велики бьют пешеходов, автомобили — велики, пешеходы — велосипедистов, зачастую ногами:).
Много говоря о развитии велосипедных дорожек и парковок и, как бы стараясь приблизится к Европе в «велосипедной теме», чиновники, тем не менее, сами на велосипедах не ездят, а потому слабо представляют как создать условия, способствующие интересам велосипедистов. К тому же отсутствие законодательно прописанной ответственности ситуацию тоже не улучшает.
— В правилах прописано, что велосипедисты приравниваются к автомобилистам, — говорит Алексей Анфиногенов, велосипедист со стажем. — Но автовладельцы считают, что велосипедисты — это пешеходы, а они короли на дорогах. Велосипедисты сами во многом виноваты, к примеру, мы должны передвигаться в касках и показывать повороты рукой — часто у нас можно увидеть соблюдение этих простых правил? К сожалению, нет. Сейчас многие ездят нарушая всё и совершенно не думая о последствиях.
Вообще, пешеходы, велики и авто должны быть разделены!Для велосипедистов должны быть прописаны отдельные правила. И нарушение этих правил должно караться по всей строгости.