Касым-Жомарт Токаев поручил задействовать туристический потенциал страны и реализовать прорывные проекты в сфере туризма. Изменения в индустрии туризма, проблемы этой бизнес-сферы и предложения для интуристов мы обсудили с Мунирам Ахметовой, председателем Республиканской Ассоциации «Казахстанская Индустрия Туризма».
— Мунирам Касымовна, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем послании в 2023 году поручил задействовать туристический потенциал страны, запустив в отрасли прорывные проекты. Как вы прокомментируете его поручение?
— Выступление нашего президента в послании и на недавнем совещании по развитию туризма было критичным и очень своевременным. Президент очень точно заметил, что туризм может стать важной отраслью в экономике, и это стоит того, потому что у нас есть много дестинаций, куда можно привлекать как местных туристов, так и иностранцев.
Он обратил внимание на развитие туризма, потому что во всем мире сегодня есть понимание, что туризм является одним из важных направлений в бизнесе и соответственно пополнении государственной казны за счет налогов.
— С какими проблемами сталкивается бизнес в туристской отрасли Казахстана?
— Президент не зря обратил внимание на проблемы в сфере туризма и неэффективное использование потенциала этой сферы. Если идут вложения, выделяются субсидии, оказывается государственная поддержка, то она не всегда доходит до адресата. Возьмем к примеру восточную сторону озера Алаколь. В этот регион были вложены средства, потому что именно Алаколь может стать одной из жемчужин туризма в Казахстане, в том числе внутреннего туризма. Лечебная вода Алаколя уникальная, такой воды больше нет нигде на всем земном шаре, но, чтобы туда людям добраться и отдохнуть, у нас не все возможности есть.
В домах отдыха на Алаколе постоянно отключают электричество, кабеля не выдерживают напряжения на 300 домов отдыха. Оборудование выходит из строя, бизнес терпит убытки, происходят замыкания, например, два года назад сгорели два дома отдыха. Отдыхающие вынуждены сидеть без света, дороги не асфальтированы, тротуары не облагорожены, люди получают травмы. В сорокаградусную жару невозможно включить кондиционер, напитки охладить, обеспечить отдыхающих питанием, потому что электричества нет. Это ненормальное явление. Со стороны бизнеса было сделано обращение, чтобы уровень инженерной инфраструктура был поднят.
С точки зрения обслуживания бизнес делает все необходимое. Я сама взяла под кураторство восточную сторону Алаколя, добилась, например, чтобы меню было альтернативным, предприниматели организовывали субботники и убирали мусор. Но невозможно все задачи перекладывать на плечи бизнеса, средства, выделяемые государством, должны дойти до потребителя.
Последние пять лет я усиленно занимаюсь развитием внутреннего туризма. Кроме того, что я председатель Ассоциации индустрии туризма, у меня есть собственная трэвел-компания с 20-летней историей. За эти пять лет я прихожу к выводу, что у нас осуществляется недостаточный контроль за исполнением задач и освоением средств. Исполнение поручений президента должны контролировать соответствующие органы, спрашивать с ответственных, куда, сколько и на что потрачены деньги, какой «выхлоп» получили. Государство выделяет субсидии на поддержку бизнеса, только документы принеси, однако не всем доступна эта информация, а тех, кто воспользовался господдержкой, необходимо контролировать. У нас есть предприниматели, которые хорошо отстроились, зарекомендовали себя, отбили затраты и у них уже есть результаты, потому что они использовали поддержку государства с умом и со знанием дела.
— На июньском совещании по развитию туризма членов правительства президент отметил слабую логистическая связанность мест отдыха. Как обстоят дела с логистикой?
— Президент четко отметил проблему логистики. Мы ждали в этом году авиарейсы, чтобы какая-то часть их была субсидирована: у нас не все олигархи, есть средний слой населения, который имеет большие семьи и не может позволить себе выезд заграницу. Цены, которые мы ждали в этом году по субсидиям, не оправдали наших надежд. На человека выходит около 100 тысяч тенге на билет туда и обратно, тогда как Арабские Эмираты можно посетить на эту же сумму, включая билеты и проживание.
Субсидированный рейс поставили из Алматы на АН-24 авиакомпании «Южное Небо». Не каждый может выдержать полет на этом самолете, там всего 48 мест, но и они в дефиците.
Почему в этом году не предоставили субсидии? Условия, продиктованные для участия в субсидировании, оказались неприемлемыми и невыполнимыми самими авиакомпаниями, поэтому предложений других авиакомпаний не поступило.
Почему бы заранее в этот короткий пиковый сезон не внести изменения? Люди в отпусках, дети на каникулах, казахстанцы начинают ездить по стране, навещать родственников, посещать достопримечательности. Но отдыхающие не могут обеспечить себе логистику, потому что наблюдается острый дефицит билетов.
У нас есть шикарные дестинации, уникальные места — Туркестан, Мангистау, этноаулы, гастрономические туры, Балхаш с Алаколем. Какая страна в мире может таким похвастать? Только Казахстан. Содержанием такого уникального набора разных дестинаций под разный вкус и интерес туристов только Казахстан может порадовать, но, к сожалению, у нас страдает инфраструктура, начиная с туалетов и заканчивая дорогами.
Необходимо уделять больше внимания со стороны государства и привлекать больше инвесторов на курортные зоны. Например, будет актуальным строить мусороперерабатывающие предприятия. На Алаколе мусор разлетается по всему озеру, от чего даже начала гибнуть уникальная разновидность чаек.
— На развитие каких объектов и дестинаций в Казахстане сегодня делают ставку государство и участники рынка?
— За последние 3-5 лет было уделено много внимания и вложено средств в Туркестан, где построили шикарный ансамбль для посещения паломниками и духовного развития. Несмотря на летний зной, отдыхающих там всегда много. Мангистау – прибрежный район Каспия, где построили отличные отели. В эти два региона идут немалые вложения в развитие. Горный кластер Алматы, где хорошо развиты Шымбулак, трамплины. Кластер притягивает внимание туристов, как магнит, потому что в этом регионе у нас можно наблюдать все четыре сезона в одно время: белоснежные вершины гор, зеленое подножье Заилийского Алатау, лето, весна или осень в самом городе. Мы очень хотим, чтобы озера Балхаш и Алаколь заняли авангардные места, если туда будут направлены средства и господдержка, то они займут ключевые места в индустрии туризма.
— Что представляет собой сегодня туристский продукт, который в Казахстане готовы предложить отдыхающим?
— Гостей, которым интересно посетить нашу страну, можно разделить на несколько категорий. Те, кто ценит природную уникальность — это наш горный сегмент. Алматинская область обладает такими природными дестинациями, как необыкновенное озеро Каинды. Есть такая категория отдыхающих, которая любит исторические, этнические, паломнические туры – это наш Туркестан. Есть туристы из Европы, которые хотят пройти часть Великого Шелкового пути в Казахстане в одной цепочке с соседними странами. У нас есть запросы на санаторно-курортный отдых с лечением – это шикарные санаторные дислокации с уникальной Сарыагашской водой, зрелой грязью Жанакоргана, Мойылды. Состав этих вод и грязей уникален, увидеть полезный эффект можно уже на 3-4-й день, поэтому есть интерес людей, которые хотели бы пройти курс лечения, оздоровиться и отдохнуть. Все это можно получить в одном пакете, можно все в один тур совместить. Интерес у людей есть, и нам есть что предложить.
— Какие важные инициативы сейчас реализуются в сфере туризма в Казахстане?
— С 8 по 14 сентября этого года у нас будет проходить масштабное спортивное мероприятие Всемирные игры кочевников. Во-первых, это значимое событие для страны в целом, которое провести не всем по плечу. Во-вторых, это событие привлечет внимание большого количества гостей и положительно скажется на развитии туристской отрасли. Гости будут присутствовать не только на самих играх, их приглашают посмотреть другие дестинации в разных регионах Казахстана. Во время проведения игр гостям уже предлагают забронировать посещение Алматинской области, Мангистау, Туркестана. Кстати, на многих объектах уже нет мест, раскупили.
Всемирные игры кочевников должны дать мультипликативный эффект для бизнеса и туристской отрасли. В дни проведения игр отели будут заполнены, туры и авиабилеты распроданы. Здесь будет задействован и малый бизнес, который будет предлагать сувенирную продукцию, гастрономические туры, национальные блюда. Тут же в игру вступят швейные фабрики, которые будут предлагать туристам национальную одежду, красивые чапаны, которые не уступают одежде от Gucci или Dior. Для людей в бизнесе Всемирные игры кочевников — это возможность заработать и сделать мощный толчок в развитии внутреннего туризма, а для гостей события — знакомство с нашей страной.