На днях сенатор Сагындык Лукпанов поднял на парламентских слушаниях наболевший вопрос защиты рынка от импортных товаров. Проблема представляется более глубокой, чем обязательства РК в рамках ЕАЭС
Как отметил Лукпанов, действующие стандарты и система госзакупок «не решают вопросы широкого применения продукции отечественной обрабатывающей промышленности на внутреннем рынке, в том числе в таких сферах, как строительство, ЖКХ, сельское хозяйство».
«Импорт несырьевых товаров за прошлый год повысился на 21,5% (!), при этом экспорт несырьевых товаров снизился на 5,7%. Ряд предприятий импортируют сырьё, которое имеется на отечественном рынке. А рынок заполнен импортными продуктами, аналоги которых производятся в нашей стране», – констатировал сенатор.
Депутат призвал законодателей наконец-то озаботиться вопросами регулирования торгово-импортной сферы. В качестве примера он сослался на опыт соседнего Узбекистана, где (цитируем) «активно применяются меры нетарифного и тарифного ограничения в торговле, которые стимулируют спрос на местные товары».
Тема, которую поднял сенатор Лукпанов, не является новой, но в силу ряда причин (среди которых некоторые аналитики называют лобби крупных торговых сетей) она не решается в Казахстане годами. Хотя, возможно, дело наконец удастся сдвинуть с мёртвой точки хотя бы в сфере продуктов питания. Недавно появились сообщения о том, что Альянс отраслевых союзов совместно с Комитетом по АПК Мажилиса Парламента РК работают над проектом поправок в ряд законодательных актов по вопросам регулирования торговой деятельности. Цель обозначена вполне предметно: защитить казахстанского прозводителя в сфере АПК и продовольствия от сложившейся на внутреннем рынке ситуации с засильем импорта на торговых полках, а потребителя – от низкосортных импортных продуктов питания сомнительного качества.
Положение на рынке продовольствия складывается действительно странное. Так, ряд маркетологических исследований свидетельствуют, что в сопредельных с российской границей регионах в торговых сетях городов доля импортных колбасных, мясных и молочных изделий доходит до 80 процентов (!) и даже больше. В более отдалённых от границы регионах ситуация немногим лучше: даже на юге страны казахстанская продукция мало где занимает хотя бы половину торговых площадей в крупных супермаркетах. Иная ситуация в небольших магазинах – здесь казахстанским пищевикам конкурировать с импортом легче, и ассортимент отечественной продукции больше.
Почему так происходит?
Как это ни парадоксально, никакой «большой политики» в засилье российского и белорусского импорта на продовольственном рынке Казахстана нет. Причины носят сугубо коммерческий характер. Торговым сетям элементарно выгоднее работать с агрохолдингами из России и Беларуси, чем с отечественными предприятиями, так как цены у производителей из стран-партнёров РК по ЕАЭС значительно ниже. Объясняется это тем, что крупные агрохолдинги РФ и РБ за счёт масштабов своих производств и высокой концентрации капитала, а также (что особенно важно) – системной государственной поддержки через специальные субсидии, которой нет в РК, продают свою продукцию по более конкурентной цене, чем казахстанские. Из-за более низких цен крупные торговые сети, работающие в казахстанских городах, предпочитают продукты от российских и белорусских поставщиков – ведь на них они имеют более высокую маржу (торговую наценку).
Впрочем, как отмечают в Альянсе отраслевых союзов, главная проблема заключается даже не столько в ценах (в Казахстане тоже есть сильные производители, способные предложить качественный товар по конкурентной стоимости), сколько в слабом регулировании торгово-импортной сферы. Из-за чрезмерно «ласкового» отношения к импортёрам на складах РК огромное количество дешёвых импортных продуктов низкого качества: тех же «соевых» колбас, молочной продукции из растительных заменителей и тому подобного. Если бы контроль был строже, такой ситуации не было бы. Проблема в том, что ввозимые в РК продукты питания иностранного производства далеко не всегда регулярно проверяются контрольными органами.
Представители отраслевых союзов приводят пример, когда компания-импортёр имеет возможность предоставить для проверки всего одну партию товара в год. После чего – в течение целого года беспрепятственно ввозить в РК свою продукцию десятками партий уже без проверки состава и качества ингредиентов. При этом состав и качество казахстанской пищевой продукции контролируется значительно чаще и строже. Кто и когда придумал подобный порядок – отдельный вопрос, но возможность ввозить низкосортный товар огромными партиями активно используется иностранными поставщиками. И это ещё один фактор демпинга, стимулирующий казахстанские торговые сети больше «дружить» с импортёрами, чем с отечественными поставщиками молока, колбас, сыров и прочего.
Отдельный блок вопросов здесь связан с политикой самих торговых сетей по отношению к казахстанским поставщикам. Так, например, сети устанавливают для поставщиков дополнительные платежи – так называемые ретробонусы, достигающие 20% и более от стоимости конкретной партии товара. Акции и всевозможные скидки также реализуются полностью за счёт производителя товара. А отказаться от этих, по сути, кабальных дополнительных условий контракта поставщик не может – в этом случае торговая сеть просто не заключит с ним договор. В массе случаев именно так и происходит.
Всё это приводит, без преувеличения, к разорению и уничтожению отечественных предприятий-переработчиков в сфере АПК. В Мясном союзе Казахстана ранее приводили показательный пример: из-за невозможности конкурировать с производителями из соседней страны из 11 ранее работавших крупных мясоперерабатывающих производств в Северо-Казахстанской области осталось всего одно. Остальные десять были вынуждены закрыться из-за проблем со сбытом.
Небольшие магазины и мини-маркеты, а также фермерские палатки на базарах остаются одним из немногих каналов сбыта продукции казахстанских производителей на внутреннем рынке РК. Однако, учитывая, что в процентном отношении основную долю сбыта формируют всё же крупные городские торговые сети, на политику последних государству пора бы уже как-то повлиять. К этому прямо призывают в Альянсе отраслевых союзов.
Отраслевики совместно с Комитетом Мажилиса Парламента по АПК инициировали ряд поправок в законодательство, цель которых – на основе опыта развитых стран отрегулировать деятельность ритейлеров так, чтобы отечественным товарам предоставлялся безусловный приоритет. Поправки, в частности, предполагают запрет торговым сетям взимать с поставщиков любые платежи (ретробонусы, «акционные» скидки и тому подобное), закрепив, как это сделано в ряде стран Евросоюза, право трейдеров зарабатывать только на фиксированной торговой надбавке и ни на чём ином. Предлагается также ограничение импортной продукции на торговых полках на уровне не выше определённой доли. Предложения звучат разные, но в целом они сходятся на том, что доля казахстанских продуктов питания должна быть не меньше 50 процентов.
На фоне нарастающей глобальной нестабильности Казахстану, действительно, давно пора бы озаботиться вопросами внутренней продовольственной безопасности. Дешёвый импорт вкупе с дополнительно стимулирующей его политикой торговых сетей попросту уничтожает отечественный АПК. А это в будущем не сулит Астане не только воплощения амбициозных планов сделать Казахстан крупным экспортёром продовольствия, но даже возможности обеспечить собственный внутренний рынок отечественными качественными продуктами питания.