Особенно это касается бюджетной сферы.
На строительстве скоростной автодороги Ашхабад – Туркменабад активизировались работы, но одновременно ухудшили условия труда для местных специалистов, утверждает Азатлык.
— Хотя по официальным документам работа должна длиться восемь часов, на самом деле рабочих заставляют трудиться по 12 часов в день. Учет этого ведется отдельно.
Несмотря на то, что мы работаем больше, чем положено по закону, никаких надбавок нам не платят,
— рассказал один из специалистов на условиях анонимности.
По Трудовому кодексу Туркменистана продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Но по словам собеседников, им приходится работать больше 70 часов в неделю.
— Нам даже не доплачивают за то, что мы работаем в праздничные дни. Наши жалобы по этому поводу ни то что не слушают, за задержку выполнения любой работы сразу увольняют. Начальники говорят, что «если не согласен на эти условия, можешь идти на все четыре стороны», — говорит один из рабочих.
Он отметил, что в аномальную жару для рабочих нет никаких условий, чтобы принять пищу или отдохнуть.
Министерство труда и социальной защиты населения Туркменистана на вопросы о нарушении трудовых прав строителей крупной скоростной дороги также отказалось отвечать.
Ранее появлялась информация, что малоизвестная компания «Туркмен Автобан», получившая государственный контракт на строительство скоростной дороги, принадлежит Аннаназару Реджепову, который приходится супругом сестры бывшего президента Дурдынабат Реджеповой. Независимое издание turkmen.news сообщало, что Реджепов является владельцем бизнес-империи, которая включает в себя ряд компаний, зарегистрированных как внутри Туркменистана, так и за его пределами.
Строительство скоростной дороги началось в 2019 году, завершение запланировано на 2023 год. Строительство было разделено на три этапа: отрезок Ашхабад – Теджен, Теджен – Мары и Мары – Туркменабад.
Новая скоростная дорога из Туркменабада должна присоединиться к автомагистрали в Чарджевском этрапе, а оттуда протянется до Фаропской таможенной станции на границе с Узбекистаном. Таким образом, новая дорога должна будет соединить восточную границу Туркменистана с Ашхабадом.
Согласно официальной прессе, в Туркменистане с первых дней независимости особое внимание уделяется строительству дорог. Но жители регионов страны отмечают, что
дороги и мосты между регионами, городами и селами не ремонтировались уже около 30 лет, что часто приводит к ДТП
Власти Марыйского велаята сократили количество работников коммунальных служб и обеспечивают уборку территорий за счет средств госслужащих. Это происходит на фоне усугубляющихся экономических проблем, сокращения штатов госпредприятий и задержки зарплаты.
Журналисты утверждают, что почти каждому государственному учреждению в округе был выделен участок земли вдоль областной автомагистрали для обеспечения чистоты и благоустройства.
Власти возлагают эти обязанности на сотрудников, которые должны сами ходить на субботники или вносить деньги для наемных работников
— Сумма варьируется в зависимости от заработной платы. Некоторые работники платят 20 манатов в неделю, некоторые должны платить 40 манатов, — рассказал сотрудник одного из бюджетных предприятий Мары.
Многие бюджетники тщетно пытаются объяснить администрации, что невозможно выполнять свои профессиональные обязанности, а затем выходить на уборку улиц после рабочего дня. Руководство учреждений и предприятий в ответ зачастую угрожают увольнением.
Официальных разъяснения этих требований и причин нет. По словам сотрудников, им объяснили это сокращением числа сотрудников городских коммунальных служб.
В Туркменистане бюджетников систематически заставляют отчислять деньги на различные цели. В 2022 году власти Марыйского и Балканского велаятов сделали традиционное жертвоприношение в честь праздника Курбан-байрам за счет бюджетников.
В Туркменистане несколько дней почти не работают VPN-сервисы. Кроме того, теперь заблокированы и сайты, которые раньше открывались без VPN.
Сообщения о прекращении работы практически всех VPN-сервисов начали поступать в середине недели. Со среды 13 июля прекратили работать технологии на основе Open VPN и ряда других.
15 июля были заблокированы сайты, доступ к которым раньше был свободным.
— Например, все сайты новостей России. ИноСМИ, РИА Новости, РБК, ТАСС, ИноСМИ, сайты телекомпаний, где идут какие-то новости, и так далее.
Это были последние иностранные новостные сайты, доступ к которым оставался свободным
Заблокирован доступ как к сайту, так и через мобильные приложения. Азербайджанские сайты тоже не открывались, например, такие как Тренд. Учитывая, что прочие новости и до этого были недоступны, это окончательно закупоривает весь какой-никакой информационный поток. Новости из Казахстана и Кыргызстана заблокированы еще раньше, — пишет портал.
Однако 16 июля доступ к РИА Новости, ИноСМИ, РБК и ТАСС был восстановлен.
Сейчас заблокированы функции App Store по скачиванию программ и музыки, скачать что-либо невозможно. Кроме Apple заблокирован и Microsoft Store, обновить Windows и программы тоже нельзя.
— Сайты всех или почти всех иностранных банков заблокированы. Платежные системы тоже, — утверждают местные жители.
Между тем издание Turkmen.news сообщает, что в Туркменистане на днях заблокировали доступ к сервисам американской компании Cloudflare, которая предоставляет услуги CDN (распределенную сетевую инфраструктуру), защиту от DDoS-атак, безопасный доступ к ресурсам и серверы DNS.
— А перед этим в стране начали блокировать подсети IP-адресов до степени /16. Это значит, что из-за одного работающего VPN выключаются сотни тысяч адресов, — пишет издание.
В сообщении отмечается, что благодаря сервисам Cloudflare многие сайты работали в Туркменистане, несмотря на блокировки, и таким образом «выживали» 70% туркменского интернета.
Turkmen.news приводит статистику Cloudflare, согласно которой с 7 по 14 июля интернет-трафик из Туркменистана держался фактически на нуле, наблюдались лишь отдельные всплески активности.