Не помогает даже «сезонное» удешевление овощей и фруктов.
В июне по Казахстану нанесен «двойной инфляционный удар», говорит Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio. Долларовые цены в мире выросли, а тенге еще и ослаб, и не только по отношению к американской валюте. То есть сработало сразу два инфляционных фактора.
Это заставило многих пересмотреть прогнозы на цены. И уже неясно, получится ли до конца 2022 года обуздать галопирующую инфляцию и хотя бы снизить темпы роста.
— Еще в мае инфляция у нас поставила антирекорд с 2016 года. Но прогнозировали, что начнет притормаживать. Прогнозы сбываются?
— В июне инфляционная обстановка в Казахстане ухудшилась. Месячная инфляция вместо того, чтобы продолжить быстрое замедление, неожиданно выросла с 1,4% до 1,6%. Это привело к более сильному увеличению годовой инфляции в июне до 14,5% против 14% в мае.
Нужно не бороться с ценами, а повышать доходы граждан — экономист
То есть фактически ранее выстроенная прогнозная траектория инфляции с пиком роста цен в июле-августе 2022 года теперь неактуальна, потому что ускорение темпов ценового роста в июне не только сместило вероятный пик инфляции «вправо вверх»,
но и поставило под сомнение саму возможность, что рост инфляции в 2022 году прекратится
Сделав перерасчет траектории индекса потребительских цен (ИПЦ) в годовом выражении с учетом данных за июнь мы получим, что новый пик инфляции в РК может прийтись не на август, как предполагалось ранее, а на октябрь-ноябрь 2022 года.
При этом параметры пикового значения роста цен вместо ожидаемых 14,5-15% теперь сместились на уровень 16,5-17,5%. И это при условии отсутствия новых шоков на валютном рынке. Но учитывая значительное падение курса тенге в июне, в этом есть большие сомнения.
— Какие факторы сейчас влияют на цены в Казахстане?
— Можно выделить два основных фактора июньского ускорения инфляции. Первый — это
существенное снижение курса тенге, потерявшему в июне 10% к доллару США и 8% к евро. А с учетом высокой импортозависимости это не могло не отразиться на ценах
Второй фактор — внешняя инфляция. В июне в странах с развитой экономикой она достигла многолетних максимальных значений. В США индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос с 8,3 до 8,6 процентов, и это самый высокий уровень инфляции с января 1982 года.
Что касается еврозоны, здесь ИПЦ в июне вырос с 8,1% до 8,6%, и это стало самым высоким показателем за всю историю объединения.
То есть фактически
в июне по Казахстану нанесен двойной инфляционный удар: долларовые цены на иностранные товары в мире выросли, а тенге ослаб к доллару США,
подтолкнув тенговые цены на импортные товары к более высоким значениям.
— Сильнее всего, наверное, подорожали продукты питания?
— Если смотреть на годовые показатели, по продовольственной инфляции прирост цен по состоянию на июнь составляет 19,2%, по непродовольственным товарам 13,2%. Такая существенная разница в темпах годовой инфляции объясняется более острой реакцией продовольственных цен на ослабление курса тенге, которое было в марте 2022 года.
Их высокая зависимость от динамики курса национальной валюты характерна не только для Казахстана, но и для всех стран мира, причем как с развитым типом экономики, так и с развивающимся.
Это объясняется тем, что
рынок продовольствия давно стал глобальным, то есть большая часть торговых операций происходит в долларах США
Поэтому когда курс нацвалюты к доллару проседает, продовольствие для этой страны автоматически становится дороже.
Если же смотреть с точки зрения месячной инфляции, окажется, что темпы подорожания продовольственных и непродовольственных товаров в июне выровнялись, синхронизировавшись на уровне 1,9%. Хотя с декабря 2021 года месячная продовольственная инфляция постоянно опережала непродовольственную.
Месячные темпы роста цен на продукты «сбавили обороты» в результате сезонного фактора. На внутренний рынок в значительном количестве начали поступать местные более дешевые фрукты и овощи.
Как правило, летом в продовольственном секторе наблюдаются даже дефляционные процессы. Однако
с учетом июньского падения курса тенге, а также сохраняющейся сложной обстановки на внешнем рынке продовольствия в этот раз вряд ли цены заметно снизятся
— На что цены начнут подниматься быстрее всего?
— Если говорить о продовольственных товарах, в группе риска летом находятся хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и птица, макаронные изделия, а также сливочное масло. Что касается непродовольственных товаров, а также услуг, к зоне риска можно отнести одежду и обувь, а также санаторно-оздоровительные услуги.
Инфляция в Казахстане к концу года может достигнуть 24% — экономист
Помимо очевидных сезонных факторов, на указанные выше товары этим летом будут влиять и нетипичные факторы.
Первый — это дефицит зерна из-за событий в Украине, который по цепочке будет сказываться и на остальных продовольственных товарах, особенно представленных выше (исключение фрукты и овощи).
Второй — быстрое ослабление курса тенге, которое приводит к подорожанию импортных товаров. Особенно заметно это станет в августе, когда начнется подготовка к школе и осеннему сезону.
— Может ли правительство в принципе остановить рост цен, или это невозможно? Что для этого необходимо предпринять?
В условиях рыночной экономики административное регулирование процесса ценообразования контрпродуктивно, потому что приводит к отраслевым дисбалансам из-за искажения сигналов между производителями товаров и потребителями.
Как правило,
такое регулирование используется лишь в крайних случаях, на очень ограниченном отрезке времени (не более полугода) и за счет государства
Когда оно компенсирует производителям недополученную прибыль через снижение налогов или дотационные программы.
К сожалению, республиканский бюджет Казахстана сейчас и так находится в состоянии высокого дефицита, поэтому значительных мер поддержки правительство себе позволить не может.