Настоящий кризис еще впереди — готовы ли мы к нему?
21 июня 2022 российский рубль перевалил отметку в 8 тенге, а уже 23 июня стоит около 8,5. Это новый антирекорд.
Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio, предупреждает, что на этом неприятные сюрпризы на валютном рынке не заканчиваются. Согласно базовому сценарию осенью доллар мог достичь отметки 500-510 тенге, а рубль — вернуться к 5,5. Но есть и альтернативный сценарий, при котором падение нашей валюты относительно и доллара, и рубля окажется намного сильнее.
— Почему рубль так резко рванул вверх относительно тенге? Каждый день ставит рекорды.
— После начала украинского конфликта в монетарной и торгово-экономической политике Казахстана и России образовался значительный дифференциал. Они реагируют по-разному.
Российские правительство и Центробанк в последние два месяца сделали значительные послабления в валютном регулировании, но тем не менее
там до сих пор более жесткий режим валютного контроля, нежели в Казахстане
В комплексе с резким сокращением импорта в Россию на 40-60% из-за санкций, блокировкой вывода капитала из России нерезидентами, а также отказом от покупки в ЗВР долларов и евро, это привело к огромному избытку предложения на российском валютном рынке.
Российский минфин оценил его в 130 млрд долларов США
В Казахстане ничего подобного нет, режим валютного контроля хоть и был ужесточен весной, но он гораздо мягче российского. Никакого отказа от покупки долларов и евро в ЗВР власти не предпринимали, равно как и ограничений на движение капитала нерезидентов.
В результате
условия для укрепления рубля оказались гораздо мощнее и агрессивнее, чем условия для укрепления тенге
Поэтому когда в апреле-мае в мире начался тотальный выход из рисковых активов из-за надвигающейся глобальной рецессии, сохранившаяся «открытость» финансового рынка Казахстана сыграла «медвежью услугу» и открыла возможность для резкого увеличения оттока капитала из страны.
— В России ситуация сложилась прямо противоположной. Это, кстати, хорошо видно по динамике фондового рынка двух стран. С апреля 2022 года фондовый индекс KASE упал на 22%, а российский индекс РТС, напротив, вырос на 40%. Естественно, когда иностранные инвесторы выходят из активов, они выходят и из валюты, в которой эти активы были номинированы.
В итоге российская валюта, защищенная от давления оттока иностранных инвесторов, продолжает укрепляться. 22 июня она уходила ниже отметки 53 рубля за доллар. А тенге под давлением выхода нерезидентов падает. 23 июня американский доллар достиг отметки в 466 тенге.
Не удивительно, что на этом фоне кросс-курс рубль-тенге штурмует максимальные с 1998 года значения в 8,8 тенге за рубль
— Паниковать уже можно? Насколько это серьезное подорожание?
— Паника, пожалуй, самое неэффективное состояние для оценки и принятия решений. Можно гарантировать, что принятые в паническом состоянии, они приведут к потере значительной части сбережений. Совсем недавний пример –приобретение иностранной валюты значительным числом граждан на пиковых значениях начала марта 2022 года. А потом курс значительно упал.
Не нужно повторять таких ошибок, они обходятся слишком дорого. Необходимо попытаться спокойно оценить текущую ситуацию, сделать прогноз и действовать в соответствии с ним. Или
лучше вообще ничего не делать, потому что, как правило, панические состояния на финансовых рынках возникают в экстремумах движения, перед его разворотом
Да, мы видим, что тенге начал активно дешеветь к доллару, а рубль все еще укрепляется. Но если послушаем заявления российских чиновников самого высокого уровня, станет понятно, что текущий курс рубля их не устраивает, именно поэтому они активно ищут пути его ослабления.
— Насколько вообще обоснован этот курс? Или все-таки какая-то из сторон применяет нерыночные методы, или все стороны сразу?
— Надо начать с того, что
свободноплавающих валют в мире в принципе не существует. Все они так или иначе регулируются, хотя степень этой регулируемости разная
Где-то как в странах с развитой экономикой объем торгового оборота и уровень экономической диверсификации настолько высок, что курс национальной валюты и так чрезвычайно устойчив. Это позволяет монетарным властям в меньшей степени участвовать в его формировании, пользуясь «нерыночными» методами.
В странах с развивающейся экономикой государственное вмешательство в процесс формирования обменного курса гораздо интенсивнее. Скажем, в сырьевых странах (Россия, Саудовская Аравия и другие) вводятся бюджетные правила, которые гасят волатильность курса нацвалюты из-за сильного падения или роста сырьевых котировок. То же самое можно сказать и о странах с критической импортной зависимостью от поставок сырья и его стоимости. Например, как в Турции, где
президент страны меняет главу ЦБ в зависимости от своего понимания «правильности» проводимой политики
Так что степень «рыночности» используемых для регулирования инструментов в реальности очень размыта. И защитные действия, предпринятые российскими властями, с первого взгляда конечно можно назвать вопиющим случаем манипулирования с целью укрепления нацвалюты. Однако если копнуть чуть глубже, тут же возникают сомнения в справедливости подобных тезисов.
Во-первых, тогда нужно сказать, что
до марта 2022 года курс рубля, а значит и тенге, занижался искусственно
А во-вторых, объяснить, почему ни российский ЦБ, ни правительство не могут ничего сделать, чтобы ослабить курс рубля, хотя для федерального бюджета это сейчас очень нужно.
— И каких стоит ожидать последствий как гражданам, так и нашей многострадальной экономике? Очевидно, российские товары подорожают, а что еще?
— Пока степень влияния рекордного укрепления рубля к тенге на экономику Казахстана минимальна. Это хорошо видно по сохранению траекторий изменения макроэкономических показателей, сформированных еще в марте 2022 года, когда рубль и тенге к доллару США двигались практически синхронно.
Инфляция в Казахстане в мае продолжила быстро замедляться, причем это касается как потребительских цен, так и цен производителей. При этом нет диспропорционального роста импорта в Казахстан, он увеличивается соразмерно росту объема экспорта.
Вполне возможно, что рекордное укрепление рубля к тенге проявился позже, когда станет понятно, насколько устойчива эта курсовая динамика. А пока экономические агенты и в Казахстане, и в России по всей вероятности воспринимают избыточно крепкий рубль как временное отклонение от нормы, из-за которого не стоит принимать решений, которые могли бы пошатнуть их положение на рынке.
Если новое соотношение рубля к тенге сохранится и после 2022 года, экономическим агентам придется менять стратегии. Скажем,
российским производственным предприятиям будет выгоднее переносить производство в Казахстан,
а для отечественного бизнеса станет более привлекательным российский рынок, потому что за счет более дорогого рубля вырастет его емкость. Впрочем, как и привлекательность России для трудовой миграции из-за роста тенговой оценки рублевый заработной платы.
— Почему рубль к доллару слабеет, к тенге растет, а тенге к доллару остается примерно на том же месте, плюс-минус несколько процентов? Логично было бы предположить, что он начнет обесцениваться более серьезно?
— Если смотреть на базовый сценарий, в нем
во второй половине 2022 года предполагалось синхронное ослабление к доллару как тенге, так и рубля до мартовских минимумов в 500-510 и 100-110 соответственно
Кросс-курс рубль-тенге в этом случае к концу 2022 года должен был вернуться к уровню примерно в 5-5,5 тенге за рубль.
Однако тенге уже направился к упомянутой долларовой отметке, а рубль продолжает укрепляться.
Возможно, это некоторая задержка, которая в следующие месяцы компенсируется более быстрым ослаблением рубля. А возможно, необходимо более внимательно начинать оценивать альтернативный сценарий развития событий, в котором укрепление российской нацвалюты к казахстанской не схлопывается из-за более сильного ослабления тенге, нежели в марте.
То есть рубль осенью-зимой остановится около 100-110 за доллар США, а тенге пойдет к 540-550
Угроза этого альтернативного сценария заключается в том, что если он реализуется, для экономики Казахстана на дистанции до одного года это будет означать еще более сильный инфляционный шок, чем наблюдавшийся в марте-апреле 2022 года.
Дополнительная сложность в том, что всплеск инфляции будет происходить на фоне ограниченных ресурсов государства для поддержки экономики граждан. Причиной тому как сильное снижение нефтяных доходов, так и высокий текущий дефицит республиканского бюджета.