Пост депутата Аманжана Жамалова на тему инфляции и неэффективности мер правительства опубликовал портал Skifnews.kz.
Я как депутат часто критикую Нацбанк и правительство за нерешительность и твердолобость в вопросе сдерживания цен. Но есть и третья сторона проблемы — торговые сети. В настоящее время товары на прилавках достигли «бешеных» цен и правительству необходимо срочно разработать «вакцину от бешенства», чтобы исправить ситуацию.
Сейчас основные меры сдерживания роста цен реализуются через торговые сети. Основным инструментом является «оборотная схема». Это льготное кредитование торговых сетей, которые берут на себя обязательства по сдерживанию цен. На схему потратили 81 млрд тенге, а ощутимого эффекта нет. Цены растут.
«Лечу по ватсапу» — растет число онлайн-целителей (обзор казСМИ)
В рамках выездного заседания в Алматы члены Совета посетили супермаркет Magnum Cash&Carry и убедились, что механизм требует серьезной доработки.
Во-первых, в «оборотной схеме» участвует ограниченный список товаров, который заранее оговаривается. Так, в Magnum цены сдерживаются только по 19 социально значимым товарам.
Во-вторых, невозможно посчитать реальный эффект «оборотной схемы», поскольку нет данных, какая доля товаров из общего объема была продана по льготным ценам.
Считается, что Magnum закупает товары только на сумму выделенного займа и потом продает их. То есть в магазине может продаваться товар по льготной цене, и в то же время эти же товары продаются по обычной рыночной цене. Естественно, льготный товар при этом быстро раскупается и его хватает на короткое время торговли, остаются эти же товары по высокой цене. Конечно, скорее всего, 81 млрд тенге по всей стране – это капля в море.
В-третьих, «оборотная схема» работает в пользу всех слоев населения. Любой, кто зашел в магазин, независимо от его дохода, может купить товар по льготной цене. Льготный товар выставляется на полки и может быть куплен одним оптовиком или просто состоятельными людьми, и если за ним в магазин зайдет семья с низкими доходами, льготного товара уже может и не быть.
Бизнес лучше всего чувствует себя на западе, хуже всего – на юге
В-четвертых, законом установлена предельная наценка на социально значимые продукты не более 15%. Но в торговых сетях еще есть так называемые «ретробонусы».
Это «разбойничий» инструмент, придуманный торгашами, заставляющий производителей отдавать плоды их труда за ничтожную плату и принуждающий людей покупать эти товары по гораздо более высокой цене.
Фактически это плата производителей магазину, чтобы товар вообще мог попасть на полку. Если учитывать эти бонусы, наценка в торговых сетях составляет почти 40% вместо установленных законом 15%.
Возьмем, например, бутылку минеральной воды. Ее себестоимость, условно, 100 тенге. К этой сумме начисляется «ретробонус» в 20 тенге. Плюс наценка 15%, или 18 тенге. Конечная цена – 138 тенге. После продажи товара 120 тенге уходят производителю, из которых он возвращает торговой сети «ретробонус» в 20 тенге. Итоговая наценка торговой сети – 38 тенге, или 38%, но никак не 15%.
В-пятых, люди не знают, какие именно товары продаются по льготным ценам. Дело в том, что на каждой продукции из списка есть специальная маркировка, указывающая, что данный товар является социальным и имеет специальную цену. Но эта маркировка настолько мелкая и неяркая, что едва заметна.
Чем навредит России блокировка казахстанской нефти? — мнение экономиста
1) Нужно проанализировать эффект от «оборотной схемы» – какой объем товаров в общем потреблении продается по льготным ценам.
2) Если эффект низкий и товаров не хватает, объем финансирования нужно увеличивать. Конечно, невозможно обеспечить всех покупателей товарами по низкой цене. Но цены на товары, продаваемые по «оборотной схеме», должны служить «маяком» для других торговых сетей и магазинов. Они должны заставить их ориентироваться на эти цены и, учитывая конкуренцию, не «задирать» цены на товары, продаваемые у них. Для этого нужно также анализировать цены и объемы у других ритейлеров.
3) Нужно подумать над расширением перечня товаров. Потребительская корзина казахстанцев состоит не из 19 товаров.
4) Изучить систему так называемых «ретробонусов», применяемых торговыми сетями. Принять методологическое решение относительно контроля наценки товара с их учетом.
5) Нужно разработать стандартную маркировку льготных товаров, субсидируемых государством.
Однако все же наиболее эффективным инструментом поддержки социально уязвимых слоев населения я бы назвал адресные меры. Льготные товары лучше продавать адресно такой категории покупателей. Для этого существуют различные экономические инструменты — например, продовольственные карточки. Человек может предъявить карточку и купить товар по сниженной цене. Тогда поддержку получат именно те, кто в ней нуждается.