Нур-Султан
Сейчас
14
Завтра
19
USD
477
0.00
EUR
491
0.00
RUB
7.81
0.00

Казахстан должен кормить страны ЦА, а не сидеть на нефтяной игле — политолог

1848









Фото: Экспресс К

В Кыргызстане начали производить вагоны. Стоимость одного вагона бизнес-класса составила 2 млн долларов. Такими темпами соседняя республика в ближайшее время обгонит Казахстан во многих секторах экономики. В швейном производстве, которое в Кыргызстане начали развивать с начала «нулевых», им это удалось. Тем временем мы продолжаем сидеть на «нефтяной игле», а чиновники с высоких трибун безуспешно говорят о диверсификации экономики…

Деньги развращают

Политолог Казбек Бейсебаев считает, что для Казахстана стопором в развитии новых отраслей является так называемая «голландская болезнь». То есть когда бум в отдельном секторе (как правило, нефтегазовом) не способствует разностороннему развитию экономики страны.

— За счет обилия денег, заработанных на нефти, у нас сформировалась «психология супермаркета».

И правительство, и народ стали считать, что многие товары производить нет необходимости, ведь их можно купить в любой стране. То есть, условно, зачем производить те же вагоны, если можно купить любые хоть в Швейцарии, хоть в Турции, хоть в России

Взять нынешний дефицит сахара: когда я написал пост в соцсети, почему бы его не производить самим, многие в комментариях мне писали, что я не разбираюсь в экономике, ведь выращивать сахарную свеклу нерентабельно.

Дефицит сахара в Казахстане. Фото из соцсетей.

Да просто деньги вкладывать никто не хочет! Проще купить где-то подешевле. В итоге имеем то, что имеем…

Перекос в сознании

— А почему в России выращивать сахар рентабельно, а у нас нет?

— После развала СССР там хоть и было больше производств, чем в Казахстане, однако далеко от нас они не ушли. Но первые санкции, которые были объявлены России после захвата Крыма и развязывания войны на Донбассе в 2014 году, заставили их обратить внимание на развитие сельского хозяйства.

В результате Россия превратилась в мирового производителя зерна и другого продовольствия. Поэтому сейчас многие страны, кроме стран Запада, не особо осуждают ее за нападение на Украину

К примеру, странам Африки выгодно покупать у РФ многие товары, от этого формируется и их политическая позиция.

Казбек Бейсебаев

Казбек Бейсебаев

— Когда в Кыргызстане начался швейный бум, мы тоже наверное подумали, зачем следовать их примеру, ведь проще закупать ширпотреб в Китае, который рядом.

— Конечно. И здесь основным фактором у нас является даже не лень, а глубокое убеждение о мировом разделении труда и что мы в любом случае не все можем производить. И в этом есть доля правды.

Но у нас эта логика стала настолько превалировать, что случился перекос. В результате свое производство в большинстве секторов так и не развилось

Что касается производства вагонов, наша нацкомпания КТЖ сегодня в долгах, как в шелках. Потому что вместо того, чтобы развивать производство ж/д составов и помимо плохого менеджмента, их еще заставляли строить большие объекты в столице. Если вы помните, в свое время первый президент, открывая тот или иной объект, заявлял, что он построен без использования бюджетных средств. Хотя деньги КТЖ и других нацкомпаний — это тоже бюджетные средства.

Куда двигаться

— Если говорить о диверсификации экономики, какие все-таки виды бизнеса нам стоит развивать?

— Еще первый президент говорил о диверсификации экономики, а это в первую очередь переработка сельхозпродукции — производство мясной продукции и переработка зерна. По факту определенную часть зерна мы покупаем в Российской Федерации, хотя можем сами полностью себя обеспечивать. Часть своего Казахстан продает другим странам, а вот переработкой не особо хотят заниматься, мукомольные предприятия закрываются.

Хотя мы должны большими объемами производить свою муку, крупы, масла и продавать в страны Центральной Азии — Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, где идет рост населения

Но о каких перспективах развития сейчас можно говорить, когда недавно вице-министром сельского хозяйства был назначен 27-летний парень? Разве человек в таком возрасте сможет поставить эту отрасль на рельсы? Я сомневаюсь, потому что надо знать все нюансы и подводные камни.

Усилия и время

— Сегодня, когда во всем мире стоит угроза продовольственного кризиса и голода, развитие переработки сельхозпродукции особенно важно!

Другое направление, на котором Казахстану следует сконцентрироваться, это нефтехимия. Мы должны начать производить все необходимые виды топлива — от авиационного керосина до обычных масел.

— Но ведь авиатопливо производить дорого и сложно.

— Вот видите, вы тоже считаете, что проще его где-то купить! Но наладить можно любое производство, этим просто надо заниматься — готовить инженеров и других специалистов. И здесь встает вопрос развития образования. На все это требуется как минимум пять лет.

Если бы мы активно занялись переработкой сельхозпродукции и нефти, смогли бы немного дифференцировать экономику

Третье направление, развитию которого Казахстан должен уделить внимание — это высокоскоростные железные дороги.

Наша страна находится между Россией, Китаем и Европой, поэтому очень важно развивать транзитный потенциал. Проще говоря, надо сделать так, чтобы грузы из Китая и Узбекистана проходили через нас быстрее. Это приносило бы Казахстану дополнительные доходы.

© «365 Info», 2014–2022 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter