Но развитию собственного производства мешает «психология супермаркета».
В Кыргызстане начали производить вагоны. Стоимость одного вагона бизнес-класса составила 2 млн долларов. Такими темпами соседняя республика в ближайшее время обгонит Казахстан во многих секторах экономики. В швейном производстве, которое в Кыргызстане начали развивать с начала «нулевых», им это удалось. Тем временем мы продолжаем сидеть на «нефтяной игле», а чиновники с высоких трибун безуспешно говорят о диверсификации экономики…
Политолог Казбек Бейсебаев считает, что для Казахстана стопором в развитии новых отраслей является так называемая «голландская болезнь». То есть когда бум в отдельном секторе (как правило, нефтегазовом) не способствует разностороннему развитию экономики страны.
— За счет обилия денег, заработанных на нефти, у нас сформировалась «психология супермаркета».
И правительство, и народ стали считать, что многие товары производить нет необходимости, ведь их можно купить в любой стране. То есть, условно, зачем производить те же вагоны, если можно купить любые хоть в Швейцарии, хоть в Турции, хоть в России
Взять нынешний дефицит сахара: когда я написал пост в соцсети, почему бы его не производить самим, многие в комментариях мне писали, что я не разбираюсь в экономике, ведь выращивать сахарную свеклу нерентабельно.
Да просто деньги вкладывать никто не хочет! Проще купить где-то подешевле. В итоге имеем то, что имеем…
— А почему в России выращивать сахар рентабельно, а у нас нет?
— После развала СССР там хоть и было больше производств, чем в Казахстане, однако далеко от нас они не ушли. Но первые санкции, которые были объявлены России после захвата Крыма и развязывания войны на Донбассе в 2014 году, заставили их обратить внимание на развитие сельского хозяйства.
В результате Россия превратилась в мирового производителя зерна и другого продовольствия. Поэтому сейчас многие страны, кроме стран Запада, не особо осуждают ее за нападение на Украину
К примеру, странам Африки выгодно покупать у РФ многие товары, от этого формируется и их политическая позиция.
— Когда в Кыргызстане начался швейный бум, мы тоже наверное подумали, зачем следовать их примеру, ведь проще закупать ширпотреб в Китае, который рядом.
— Конечно. И здесь основным фактором у нас является даже не лень, а глубокое убеждение о мировом разделении труда и что мы в любом случае не все можем производить. И в этом есть доля правды.
Но у нас эта логика стала настолько превалировать, что случился перекос. В результате свое производство в большинстве секторов так и не развилось
Что касается производства вагонов, наша нацкомпания КТЖ сегодня в долгах, как в шелках. Потому что вместо того, чтобы развивать производство ж/д составов и помимо плохого менеджмента, их еще заставляли строить большие объекты в столице. Если вы помните, в свое время первый президент, открывая тот или иной объект, заявлял, что он построен без использования бюджетных средств. Хотя деньги КТЖ и других нацкомпаний — это тоже бюджетные средства.
— Если говорить о диверсификации экономики, какие все-таки виды бизнеса нам стоит развивать?
— Еще первый президент говорил о диверсификации экономики, а это в первую очередь переработка сельхозпродукции — производство мясной продукции и переработка зерна. По факту определенную часть зерна мы покупаем в Российской Федерации, хотя можем сами полностью себя обеспечивать. Часть своего Казахстан продает другим странам, а вот переработкой не особо хотят заниматься, мукомольные предприятия закрываются.
Хотя мы должны большими объемами производить свою муку, крупы, масла и продавать в страны Центральной Азии — Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, где идет рост населения
Но о каких перспективах развития сейчас можно говорить, когда недавно вице-министром сельского хозяйства был назначен 27-летний парень? Разве человек в таком возрасте сможет поставить эту отрасль на рельсы? Я сомневаюсь, потому что надо знать все нюансы и подводные камни.
— Сегодня, когда во всем мире стоит угроза продовольственного кризиса и голода, развитие переработки сельхозпродукции особенно важно!
Другое направление, на котором Казахстану следует сконцентрироваться, это нефтехимия. Мы должны начать производить все необходимые виды топлива — от авиационного керосина до обычных масел.
— Но ведь авиатопливо производить дорого и сложно.
— Вот видите, вы тоже считаете, что проще его где-то купить! Но наладить можно любое производство, этим просто надо заниматься — готовить инженеров и других специалистов. И здесь встает вопрос развития образования. На все это требуется как минимум пять лет.
Если бы мы активно занялись переработкой сельхозпродукции и нефти, смогли бы немного дифференцировать экономику
Третье направление, развитию которого Казахстан должен уделить внимание — это высокоскоростные железные дороги.
Наша страна находится между Россией, Китаем и Европой, поэтому очень важно развивать транзитный потенциал. Проще говоря, надо сделать так, чтобы грузы из Китая и Узбекистана проходили через нас быстрее. Это приносило бы Казахстану дополнительные доходы.