В общей сложности в документ намерены внести порядка 70 поправок до конца 2022 года.
Министерство обороны разработало проект указа президента о внесении изменений в Военную доктрину РК. Основные из них обозначил политолог Данияр Ашимбаев.
Главное изменение — предусматривается применение войск для решения задач не только при пресечении внутреннего вооруженного конфликта, но «при кризисных ситуациях». Таковыми считаются «обстановка на территории страны или в ее отдельных местностях, связанная с нарушением нормального режима функционирования государства вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера».
Термин «оружие массового поражения» заменяется на «оружие массового уничтожения». Кроме того, в пояснительной записке уточняется, что «психотропного оружия» не бывает, некоторыми лабораториями ведутся исследования возможности создания «психотронного» оружия. Одновременно предлагается исключить перечисление типов такого оружия (психотропного, электромагнитного, акустического и другого), поскольку пока это относится к области фантастики, и ограничиться упоминанием «оружие, основанное на новых физических принципах».
В перечень условий, которые могут привести к военным угрозам, теперь добавляются:
Военную угрозу Казахстану, кроме того, могут представлять:
В число основных мер по совершенствованию системы подготовки войск (сил) предложено добавить:
Большой блок направлен на усиление охраны государственной границы, обеспечению кибербезопасности и развитие миротворческой деятельности.
Из задач международного военного сотрудничества убирается «активное участие в ведении международной борьбы с сепаратизмом», поскольку, как говорится в документе, «ввиду внешнеполитических и национальных интересов Республика Казахстан не может быть задействована в борьбе с сепаратизмом на международной арене, если он не угрожает ее независимости, территориальной целостности и суверенитету, а также если отсутствует мандат ООН».
«Актуальная военная доктрина была принята в сентябре 2017 года и стала уже пятым таким документом. Ранее военные доктрины принимались в 1993, 2000, 2007, 2011 годах», — разъяснил политолог Данияр Ашимбаев.