Валютные качели продолжаются, и многое здесь зависит не от тенге, а от рубля.
Хотя курс американского доллара упал, рост потребительского кредитования может свидетельствовать о непрекращающемся в обществе ожидании дальнейшей девальвации, считает социолог Тимур Айсаутов. Хотя она уже намного меньше, чем в марте и апреле. Тем не менее граждане особо не доверяют национальной валюте, предпочитая вкладываться либо в иностранную, либо на всякий случай в долгосрочные и дорогие покупки.
В интервью нашему порталу он также предупредил, что доллар легко может снова подскочить.
— С начала 2022 года потребительских кредитов выдали казахстанцам почти на треть больше, чем в 2021 — 124 млрд тенге. Почему люди чаще начали брать кредиты? Верят в светлое будущее?
— Один этот отдельно взятый показатель ни о чем особенно говорить не может. Оценивать рост потребительского кредитования следует только в привязке к общему экономическому уровню. Если потребительское кредитование растет на фоне экономического застоя, это очень негативный фактор.
Это может говорить о том, что люди идут и занимают деньги у банков от безысходности, потому что своих средств уже не хватает
Если же рост номинальных объемов кредитования происходит вместе и пропорционально росту объема национальной экономики, это вполне нормальное явление во всем мире. Растет экономика — растет зарплата и благосостояние, соответственно растут и объемы кредитования юридических лиц и корпоративного сектора.
— Мы сейчас вообще-то говорим исключительно о физических лицах.
— На мой взгляд, здесь мы наблюдаем слишком большой рост. Нет той пропорциональности, о которой я сказал чуть раньше. Это может как раз говорить о том, что социально-экономическое положение населения ухудшается. В целом это нехороший показатель.
— Есть еще одна статистика: объемы банковских депозитов у населения упали, причем на 640 млрд с небольшим, а кредитование выросло всего на 124 млрд.
— И это тоже негативный сигнал. Скорее всего, это означает, что рост кредитов у населения связан как раз с тем, что у людей ослабевает доверие к национальной валюте. Соответственно они, особенно на фоне девальвационной шумихи и паники, которая у нас была в марте и апреле, побежали покупать дорогую технику, чтобы таким образом уберечься от инфляции. То есть граждане
избавляются от тенговых накоплений и переводят финансы в товары длительного пользования
– телевизоры, стиральные машины, компьютеры и тому подобную продукцию.
— То есть деньги обесценятся, а музыкальный центр нет? Но не легче ли было тогда приобретать товары в рассрочку, а не заморачиваться потребкредитованием в банках?
— На самом деле вероятно, что и объемы торговли в рассрочку тоже выросли. И вообще, народ у нас не особо финансово грамотный. То есть когда человек приходит в магазин, он не знает разницы между рассрочкой и потребительским кредитованием. Он видит, что в этом же магазине сидят менеджеры банков, просто обращается к ним и делает, что насоветовали.
Кредитование без юридических консультаций нужно запретить — мнение
Полагаю, что этой разницы не знает точно больше половины населения.
— А банкам получается выгоднее выдавать кредиты, чем просто оформлять рассрочку?
— Рассрочки тоже бывают разные, как и кредиты. Мы не знаем условия разных банков, так что в каком-нибудь из них рассрочка может оказаться даже дороже кредита. Но в целом, как правило, она выгоднее.
— Вы упомянули о всплеске девальвационных ожиданий в марте и апреле. То же самое было и с инфляционными ожиданиями, потому что народ у нас вообще настроен пессимистично. А как сейчас? Все так же боятся скачков цен и курса или уже меньше?
— Сейчас такие панические настроения в целом поутихли. И даже те, кто покупал доллары по тогдашнему курсу, сейчас уже успел пожалеть об этом. Тогда эти валютные качели очень многих заставили сильно понервничать. Люди не знают ориентиры и не понимают, во что вкладывать – в доллары или тенге.
Однако девальвационные ожидания у населения хоть и снизились, это вовсе не означает, что доллар не может вернуться на верхние позиции
Наоборот, он очень легко снова может выйти за отметку в 500, а потом вернуться на 430. Мы не можем точно ничего прогнозировать. Дело в том, что
наш тенге очень сильно привязан к российскому рублю, а его курс определяется не рыночными методами, а по приказу сверху
Как закажут, таким курс и будет. Соответственно, изменится и курс тенге как к российской, так и к американской валютам.