Мажилисмен, президент международного общества «Қазақ тілі» Берик Абдыгалиулы высказался о проблемах госязыка в интервью Adyrna.kz.
Вот основные тезисы.
Нет контента на казахском языке, который действительно нужен детям. В настоящее время государство выделяет средства на перевод мультфильмов Nickelodeon, TiJi. Но этого недостаточно. Дети не хотят смотреть то, что мы делаем, потому что это несовременно. Поэтому мы, можно сказать, не успеваем, опаздываем… Это значит, что наш родной язык теряет конкурентоспособность.
Раньше языковым вопросом занимался только Минкульт. Сейчас вопрос казахскоязычного контента для детей передан Министерству образования и науки. Я считаю, это правильно. Начинать изучать казахский язык надо с детского сада. Также в этом надо поддержать и школы.
Три четверти казахстанцев переживают экономический кризис — социолог
Казахи стали чаще отдавать своих детей в русские школы. Количество детей в казахских уменьшилось, а количество смешанных снова стало увеличиваться. В век постоянного потока информации наши дети воспитываются через интернет и телефон, а у правительства нет специальной политики, направленной на то, чтобы остановить это…
В настоящее время международное общество «Қазақ тілі» проводит просветительскую работу. Слава богу, растет и число языковедов, которые активно ведут в социальных сетях такие группы, как «Тіл Майдан», «Тіл сақшысы» и другие. Реализуются гражданские инициативы и различные проекты.
Однако не теряет своей актуальности проблема учебника казахского языка. От казахских школ поступают жалобы, что изучать и понимать предмет «Казахский язык» становится все труднее. Грамматика и перевод ученых сложен, молодежь не понимает. Даже педагоги говорят, что им сложно преподавать и донести до молодых этот язык.
Изменения в системе госзакупок носят косметический характер — обзор казСМИ
А вот учителя иностранных языков сделали методику легкой, искусственно не усложняя ее. Почему бы нам не сделать то же самое?
Международное общества «Қазақ тілі» направило этот вопрос в Министерство образования и науки РК. Специальный меморандум подписан с Национальной академией образования им. И. Алтынсарина.
Мы не могли создать потребность в казахском языке. В основном у нас все на уровне «патриотизма». Мы только постоянно твердим, что язык нужно знать. Важные национальные качества казахского народа — честь, стыд, совесть — не работают… К сожалению, когда дело дошло до языка, мы их растеряли.
Думаю, это основная причина, по которой мы не развиваемся. Мы сами продолжаем говорить на русском в общественных местах. Надо признать наши недостатки. И пусть признают все свои недостатки и правительство, и общество.
Да, с одной стороны, мы пришли к языковой политике на принципах демократического государства — никто никого не заставляет. Принуждение противоречит демократии. Надо не принуждать, но настаивать и уметь предъявлять претензии. Если мы будем принуждать, люди не будут учить язык или вовсе уедут из Казахстана. Человек должен изучать казахский с искренним сердцем и большой любовью, с интересом и намерением…
И давайте решать проблему казахского языка на профессиональном уровне, не превращая его в большую политику, без криков и шумных лозунгов. В Новом Казахстане слово не должно расходиться с делом. Сказано — значит, должно быть сделано. Не надо обманывать себя тем, что все хорошо, и ложно гордиться, что наша страна входит в число самых счастливых государств мира.