Процесс уже идет, но суммы пока сравнительно небольшие.
На днях Российский форум правозащитников и российское отделение Transparency International опубликовали новый отчет об усилиях Ташкента по обеспечению прозрачности процесса возврата денег Гульнары Каримовой в Узбекистан.
Как сообщает Озодлик, авторы призвали правительство Узбекистана «тесно сотрудничать с гражданским обществом в процессе возвращения денег Гульнары Каримовой» в страну.
Правозащитники считают, что за последние годы
в Узбекистане сформировалась законодательная база, способствующая борьбе с коррупцией и проведению реформ
— Тем не менее в государственных органах наблюдается кумовство, политическое вмешательство в деятельность ключевых структур и безнаказанность за коррупционные преступления, – говорится в сообщении.
Тем временем в Узбекистане начался
процесс возврата более 1,3 млрд долларов замороженных денег Гульнары Каримовой из США и Швейцарии
В меморандуме, подписанном между Узбекистаном и Швейцарией, указано, что возврат средств будет осуществляться с участием гражданского общества. Но правозащитники считают, что реализация этого пункта «до сих пор остается неясной». Переговоры и возвраты ведутся тайно.
15 февраля узбекский минюст объявил о создании Многостороннего трастового фонда ООН для возврата конфискованных у Каримовой средств.
По данным минюста, 10 млн долларов уже возвращены из Франции, еще 131 млн «уже готов к возврату».
В заявлении группы правозащитников говорится, что к процессу должны быть привлечены независимые аудиторы и местные активисты гражданского общества, возвращенные деньги должны быть потрачены в интересах узбекского народа, а для предотвращения хищений основываться на «прозрачности и подотчетности».
Последствия войны на Украине начали сказываться в Центральной Азии — в частности, в Узбекистане.
По словам жителя Ташкента Абдураззака Садыкова, сахар внезапно подорожал в полтора раза.
– Вчера я видел, как на рынке Тансыкбаева в Кара-Камыше один килограмм сахара продавали по 15 тысяч сумов. Десять дней назад он стоил 9 тысяч, сейчас таких цен нигде нет. Каждый год сахар дорожал в сезон варенья, но потом цены снижались. А сейчас у нас клубника еще не поспела.
Пятилитровая бутыль растительного масла, которое привозили из России, стоило 90 тысяч сумов, а сейчас его продают по 120 тысяч. Наверное, все это происходит из-за обесценивания узбекского сума по отношению к доллару, – сказал он.
Предприниматель из Сырдарьинской области Ульмас Каххаров говорит, что «в Узбекистане поползли слухи о подорожании продуктов, после чего многие стали массово делать запасы».
Мировая экономика восстановится быстро, но не везде — что прочат Казахстану?
– Сегодня я побывал на рынке в Гулистане. Растительное масло российского производства, которое месяц назад стоило 80 тысяч сумов, сейчас продают за 120 тысяч. Я купил одну бутылку, но знакомый продавец посоветовал мне купить еще три-четыре, предупредив, что скоро оно подорожает еще на два доллара. Я сказал, что и так еле свожу концы с концами, как мне делать запасы. А сахар поднялся до 18 тысяч сумов.
Говорят, наши заводы в Хорезме и Ангрене не могут поставлять сахар в достаточном количестве, потому что сырье поставляют из России
Кажется, мы оказались в ситуации, когда уже не можем сами выращивать сахарную свеклу. Хлеб тоже поднялся на 20 процентов. Эта война со всех сторон стала оказывать свое влияние, люди просто впали в панику, – рассказал предприниматель.
Аналогичная ситуация наблюдается и на рыках Джизакской области Узбекистана.
Карим Абдухошимов, проживающий в Дустликском районе этой области, говорит, что на рынках подорожали не только масло и мука, но и сельсхозпродукция.
– У меня нет денег, чтобы покупать казахстанскую муку, поэтому не знаю ее цену. Но я точно знаю, сколько стоит местная мука.
Если раньше 50 килограммов этой муки можно было купить за 140 тысяч сумов, сейчас ее продают по 200 тысяч
Лук стоил 1,5 тыс., а сейчас подорожал в два раза; картошку продавали по 3 тыс., а сейчас по 5 тысяч; морковь была 1,5 тысячи, а сейчас стоит 3 тыс.; сахар был 10 тыс., а сегодня его продают по 18 тыс. сумов.
Моя зарплата составляет 2 млн сумов (около 180 долларов). Этих денег не хватает, чтобы прокормить семью. Я не могу себе позволить купить даже килограмм мяса, когда принимаю гостей, – сказал он.
Правительство Украины приостановило экспорт ряда продуктов, в том числе мяса, овса, ржи, гречки, сахара и соли. Для экспорта пшеницы, кукурузы, мяса птицы, куриных яиц и растительного масла необходимо получение специального разрешения министерства экономики.
Правительство России тоже запретило с марта экспортировать в страны ЕАЭС зерновые, белый сахар и сахар-сырец. Все эти запреты не могут не повлиять на экономику Узбекистана, у которого большой товарооборот и с Россией, и с Украиной.
В 2021 году 27,3% продовольствия, импортированного Узбекистаном из-за рубежа, пришлось на долю России
Основным поставщиком зерновых в Узбекистан является Казахстан.
По данным интернет-издания Gazeta.uz, в 2021 году объем поставок зерновых из Казахстана в Узбекистан составил 648,3 млн долларов (97,9% от общего объема импорта), муки – 92,9 млн (97,2%).
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев сообщил, что за короткий промежуток времени из разряда малообеспеченных выведено более 500 тысяч семей.
За последние пять лет в стране были запущены программы по искоренению бедности и помощи малообеспеченным семьям и безработным «Железная тетрадь», «Молодежная тетрадь» и «Женская тетрадь» .
Однако люди жалуются, что
эти программы действуют в течение короткого периода времени, и после получения первой материальной помощи многие семьи были лишены поддержки
Экономист из Ферганы Шухрат Гамидов считает, что усилия узбекского правительства по сокращению бедности не принесли ожидаемых результатов.
– За эти два года я не видел, чтобы нуждающиеся семьи встали на ноги. Не могу сказать, что кто-то разбогател. Причина в вертикальном управлении. Любое заявление или предложение, сделанное сверху, делается на ура. Нет такого понятия, как горизонтальное управление, анализ, экспертиза, заключение.
Не все могут сразу стать богатыми или вырваться из бедности. Банкам было приказано предоставлять льготные и необеспеченные кредиты, и они были вынуждены это сделать. Кредиты давали малоимущим семьям. Но ничего не изменилось: производство не развивалось, кредиты остались, банки подошли к черте банкротства, – сказал экономист.
Узбекистан не обгонит Казахстан: наследие Каримова давит страну — экономист
Семьи, внесенные в программу «Железная тетрадь», менее чем через год после введения в действие снова начали снимать с учета. Экономисты объясняют это тем, что
средства, выделенные из бюджета, не были целевыми, а банки оказались не в состоянии погасить беззалоговые кредиты населению
Один из учителей, попросивший не называть его имени, рассказал, что малообеспеченные семьи, занесенные в «Железную тетрадь», были выведены из нее насильно:
– Моя сестра с мужем инвалиды, поэтому их семья была включена в «Железную тетрадь». Один раз они получили бесплатное лечение, а потом их исключили из списка. Они жаловалась властям, но получили ответ, что это помощь разовая, а не постоянная. Бедные, которые были внесены в «Железную тетрадь» в нашем районе, а потом исключены из нее, так и живут, никаких перемен не было.
Говорят, что внесенные в эту тетрадь встали на ноги, но все это только на бумаге, на деле же практически ничего не изменилось
Власти, говоря президенту в глаза, что все в порядке, врут. Это самое настоящее очковтирательство, – сказал учитель.