Узбекистану не обогнать Казахстан, по крайней мере, в ближайшие 20 лет, уверены экономисты. И в этом они противоречат недавнему сенсационному заявлению политолога Марата Шибутова.
Марат Шибутов недавно высказался достаточно прямо: Узбекистан через 10-12 лет экономически обгонит Казахстан. И сделает это вопреки отсутствию масштабной добычи нефти. Этого удастся достичь благодаря
Все это, по его мнению, позволит увеличить ВВП, а благодаря увеличению производства усилится экспорт. Увечится в перспективе и импорт.
Однако экономист Магбат Спанов не согласен с мнением политолога.
— Стоит взглянуть на политэкономические факторы, и они далеко не в пользу Узбекистана. Разрыв между двумя странами сейчас достаточно силен. Это связано и с образованием, и с законодательством, и с формированием собственных инвесторов, и со структурой экономики, — считает он.
По его словам, сегодня
все силы нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева направлены на удержание власти,
для того чтобы впоследствии приступить к реформам, которые будут задевать множество олигархических групп Узбекистана.
— Преимущество Казахстана в том, что
у нас уже принято несколько законов, которые перевернули ментальность
Это закон о массовой приватизации, что является большим преимуществом — мы стали собственниками квартир.
У нас, в отличии от Узбекистана, есть определенная политическая свобода
К тому же, Казахстан уже прошел многие этапы, связанные с банкротством крупных компаний.
Когда это все начнет происходить в Узбекистане, неизвестно, как поведет себя узбекское общество,
— говорит Спанов.
Он отмечает: существует четыре фактора производства.
— Рабочая сила и капитал у нас есть — это первые два фактора, которые мы реализовали. Третий фактор — это земля, четвертый — инновации. «Земельный фактор», к сожалению, тянет нас назад. А так как производство и инновации неразрывно связаны с земельным вопросом, пока что развития в этом направлении не достает.
А перед Узбекистаном для создания рыночной экономики встал вопрос реализовать все четыре фактора. Отмечу также и то, что у нас есть министерство малого, среднего и крупного бизнеса в лице НПП «Атамекен». А это значит, что
наше государство на системном уровне занимается проблемами бизнеса. Узбекистану до этого еще идти и идти,
— утверждает экономист.
Та рабочая сила, которая есть в Узбекистане, в большинстве неквалифицированная. И за неимением работы многие уезжают из страны.
Экономика формируется во многом за счет денежных переводов трудовых мигрантов
из других стран.
— А завтра они перестанут деньги пересылать — и что дальше? Земельные ресурсы у них тоже ограничены, в соотношении с большим количеством населения. От этого зависит развитие сельского хозяйства. У них в основном мелкие хозяйства, которые берут землю в аренду. Так что Узбекистан может и обгонит нас, но это долгий процесс. Потребуется как минимум двадцать лет.
Помню,
когда развалился СССР, единственной нацией, готовой к рыночной экономике, были узбеки
Ведь в советское время они торговали от Риги до Владивостока. Но авторитарная система управления, которую насадил Каримов, ограничила развитие, — замечает он.
Экономист Рахим Ошакбаев также считает, что разговоры о том, что Узбекистан вырвется вперед Казахстана в экономическом плане, беспочвенны.
— Для начала следует посмотреть на торговый баланс в динамике за последние годы. У РК в 2011 году он был +45 млрд, в 2017 – 17,5 млрд долларов. У Узбекистана в 2016 году торговое сальдо +48 млн долларов. Вот исходя из него можно примерно судить о грядущих годах. Понятно, что будущее абсолютно непредсказуемо: мы не знаем, какие изменения могут произойти в политике, но примерную картину увидеть можно.
Имеющийся торговый профицит означает, что в Казахстане экспортной выручки больше
Экономиста поражают слова о лености казахстанцев, которые желают получать максимальные доходы, предпринимая минимум усилий.
— Как можно стричь всех под одну гребенку? Есть ленивые люди, есть трудолюбивые — как в Узбекистане, так и в Казахстане.
Чтобы провести достоверный анализ в отношении эффективности трудовых ресурсов, нужно исходить из факторов производительности труда
Производительность же труда очень сильно дифференцируется по отраслям. К примеру, в сельском хозяйстве производительность низкая. А если взять пищевую промышленность, в частности модернизированные предприятия, там производительность труда зашкаливает, — отмечает он.
Разговоры об «утечке мозгов» из Казахстана Ошакбаев также считает бессмысленными. Часть умов, по его мнению, все равно останется.
— У нас 400 тыс. детей в год рождается. А это соответствует масштабам двух областных центров. В этой ситуации
говорить о неизгладимом влиянии выезда из страны 30-ти тыс. человек некорректно
Для сравнения: из Казахстана в 2016 году выбыло 37,7 тысяч человек. Из Омской области — 55 тысяч в пределах России + 5,2 тыс. в зарубежные страны. Вообще, говорить об утечке мозгов — это мыслить старыми категориями. В эпоху глобализации и мобильности это неактуально. В Казахстан сейчас идет поток трудовых мигрантов, — отмечает экономист.
По данным Ошакбаева, инвестиции под капитал в Казахстане являются самыми высокими по СНГ, и это говорит о многом.
— Мы за последние 10 лет только 210 млрд прямых инвестиций привлекли. В любом случае, нефтяной фактор никто не отменял. И любую
неэффективность правительства можно заменить деньгами легко,
— подчеркивает Ошакбаев.