Портал ИАЦ задался вопросом, что сейчас происходит с инициативой КНР «Один пояс — один путь».
Еще два года назад одной из самых активных тем для обсуждения в медиапространстве государств Центральной Азии была реализация китайской Инициативы «Пояса и пути»: какие предприятия китайцы «переносят» в страны региона, что строится на деньги Эксимбанка Китая и на какие кредиты «подписались» правительства.
В период пандемии по понятным причинам многие мировые проекты были поставлены на паузу, однако произошло ли это с китайским «Поясом и путем»? Почему несколько месяцев на казахстанско-китайской границе очереди из грузов на выезд в Китай, и как изменилась китайская экономическая политика в Центральной Азии, говорим с заведующей Сектором Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Еленой Михайловной Кузьминой.
– В ноябрьской резолюции ЦК Компартии Китая вопрос «Пояса и пути» упоминался как бы вскользь. Это вызвано постпандемийным эффектом на КНР?
– Я думаю, что здесь сошлись сразу несколько факторов, на которые Китай активно реагирует. И это не только пандемия, но и противодействие, которое оказывают Китаю Соединенные Штаты Америки.
Кроме того, еще до пандемии Китай перешел на следующий этап реализации Инициативы «Пояса и пути». С самого начала власти КНР обозначали, что она направлена не только на строительство инфраструктуры, но и на создание производств на территории стран-участниц.
Причина отставки Цоя и что изменит новый министр? — мнение политолога
Не секрет, что у большинства экспертов, особенно журналистов, китайская инициатива ОПОП (полное название – «Один пояс — один путь») идентифицируется только с инфраструктурными проектами, так что китайцы хотели отойти от сложившейся тенденции.
Если сосредоточиться на последней резолюции ЦК КПК, надо отметить, что про ОПОП все-таки упомянули – и это уже важно. Это значит, что программа не сворачивается. Но страна ставит перед собой новые задачи, модернизированные под сегодняшнюю ситуацию: экономическую, политическую и эпидемиологическую в том числе.
– Можно ли говорить о том, что Китай сегодня больше будет ориентироваться на восстановление собственной экономики, нежели на вложения в дальнейшую реализацию мегапроекта в рамках «Пояса и пути»?
– У Китая есть программа по преодолению дисбалансов внутри страны: между селом и городом, между доходами разных групп населения. Конечно, пандемия подтолкнула китайские власти активнее решать внутренние задачи.
Однако здесь есть такой интересный момент. Как только любая страна достигает определенного экономического и политического уровня развития, она не может стопроцентно замыкаться на себе.
КНР, являясь все-таки первой экономикой мира, не может заниматься только своими проблемами. В силу объема своей экономики и внешнеполитических интересов она проводит и будет проводить активное внешнее взаимодействие с другими странами, в том числе последовательно реализовать ОПОП.
ЕНПФ не желает, чтобы граждане изымали свои средства — депутат
Даже если мы посмотрим только на актуальную ситуацию с Афганистаном, то Китай заинтересован не только в купировании рисков, исходящих из страны, но и четко знает, какие активы приобрести.
– Восемь лет назад в рамках формулирования влияния «Пояса и пути» предполагалось, что на Центральную Азию будет использован не только транзитный потенциал региона, но увеличатся и производственные мощности в странах ЦА, повысится роль региона на международном пространстве. Удалось ли добиться данных целей за эти годы?
– Основные задачи по созданию транспортной инфраструктуры в Центральной Азии Китай выполнил. Хотя есть еще маршруты через Афганистан, и они, как мы понимаем, сейчас на паузе.
Кроме того, у КНР несколько вариантов движения сухопутных путей: есть через Центральную Азию, Россию и восточно-европейскую часть СНГ (Украину и Беларусь), есть через Кавказ – это все попытка диверсификации путей. Благо, что у Китая не исчерпаны финансовые возможности для разработки сразу нескольких маршрутов.
Не надо забывать, что по сухопутным путям идет лишь определенная доля китайских товаров. Товары, которые выгодно возить по суше, это около 10-12% от всего объема оборота. На этот объем инфраструктура уже точно построена.
Направление ОПОП в Центральной Азии остается стратегически важным, так как КНР все-таки определяет регион как свое «подбрюшье». Китаю важно, чтобы страны ЦА были стабильными. А это достигается в первую очередь достойным экономическим уровнем государств.
Во всем мире люди начинают возмущаться и требовать изменений в любых формах – радикальных или нерадикальных – только тогда, когда им нечего есть и нечем кормить детей.
Так что экономическая стабильность предполагает содействие развитию различных отраслей экономики, в том числе промышленных. Сейчас у Китая появилась еще одна задача – качество рабочей силы в государствах Центральной Азии, достаточное, чтобы размещать там свои производства.
– Интересно, что в Азербайджане на совместных предприятиях с Китаем почти нет китайских рабочих, а в Центральной Азии, наоборот, не раз возникали нарекания именно из-за «чужеземцев на таджикской, казахской или кыргызской земле»…
– Страны Центральной Азии сейчас сами более четко понимают, что им нужно от Китая, чем те же восемь лет назад. Государства региона четко формулируют свои интересы и требования к иностранной рабочей силе, иностранным инвесторам и тем производствам, которые планируется размещать на их территории.
600 млрд тенге — столько население должно микрокредитным организациям
В новых реалиях эти требования уже появились в законодательствах и Казахстана, и Узбекистана, и Таджикистана. Хотя их экономики более слабые по сравнению с китайской, но государства осознают необходимость решения вопроса национальных кадров на иностранных производствах внутри своих стран. На определенные национальные изменения китайцы реагируют спокойно и во многом их принимают.
Еще одно важное изменение с китайской стороны – постепенный переход от кредитов к инвестициям в регионе. Причем инвестируют в большей степени китайские компании, а не привычные нам банки развития (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Экспортно-импортный банк Китая и другие).
Таким образом уменьшается нагрузка на центральноазиатские экономики. Китай начал перекладывать финансовую ответственность на свои компании, что говорит о зрелости китайской экономики.
– Однако, по сути, в КНР рынок как таковой – «дело партийное». Система реализации экономических проектов за рубежом создается руками китайского государства, просто инструмент выбран соответствующий современным мировым реалиям…
– КНР в первую очередь нацелена на свои национальные интересы, развивает свою экономику и компании. Это соединяется с китайской внешнеэкономической стратегией.
Так что задолго до того, как Китай начал входить в промышленность тех же стран Центральной Азии, производственную сферу государств, уже тогда была продумана концепция, как китайский бизнес и компании в последующем будут помогать реализовывать китайские интересы на местах.
– Премьер-министр Аскар Мамин в ходе заседания Совета глав правительств ШОС обратился к китайским коллегам из-за ситуации с грузами на границе государств. И это уже не первое обращение казахстанского премьера к китайской стороне. Предприниматели из РК долгое время терпят убытки. Как объяснить отсутствие подвижек в ситуации со стороны КНР?
– Китай всегда придерживался того, чтобы меньше пускать на свою территорию иностранных товаров. Если мы проследим за всей историей сотрудничества государств Центральной Азии с КНР, у них практически все время было отрицательное сальдо в товарообороте в пользу Китая. Некоторые исключения составляет Туркменистан, и только потому, что у него очень специфичная структура торговли с китайской стороной.
Долгое время после 1991 года в Китай ничего кроме энергоресурсов и металлов из региона не поставлялось. Так что тенденция, где Китай «отгораживается» от товаров определенного типа из ЦА, была всегда. Сегодня проблема усилилась, и ее лишь частично можно оправдать эпидемиологической ситуацией.
Понятно, что это слабое оправдание, так как в Китай практически не идет импорт продуктов питания из того же Казахстана, чтобы мы говорили о каком-либо несоблюдении фитосанитарных или эпидемиологических норм. Скорее, Пекин добивается решения ряда спорных экономических вопросов в свою пользу.
– Как влияет ситуация в Афганистане и новые риски для региона на видение Китаем реализации своей Инициативы в Центральной Азии?
– Если мы говорим об экономических рисках, Китай всегда очень внимательно следил за талибами и их активностью в Афганистане. Сейчас он достаточно эффективно для себя сотрудничает с новым правительством в покупке тех или иных афганских активов. Дошло до того, что западные аналитики стали говорить, что Китай стремится заменить в Афганистане Запад.
КНР же понимает, что ей нужен путь не только на Европу, но и на Индию. Или, так скажем, в сторону Индии, и этот путь зависит от ситуации в Афганистане. На этом направлении маршрута есть еще Иран и Пакистан.
С точки зрения политики, а не чистой экономики, Китай не вмешивается во внутренние дела стран, того же талибского Афганистана. КНР не указывает на какие-то там политические, с ее точки зрения, несуразности, как это делают на Западе.
При этом Китаю, с одной стороны, нужны стабильные пути, а с другой — страна целенаправленно выстраивает свою лидерскую позицию в Азии, куда входит и Афганистан.
Есть еще измерение безопасности, которое важно для Китая. Речь идет о различных террористических организациях, которые имеют в Афганистане своих эмиссаров. А это проблема влияния таких радикальных элементов на китайский Синьцзян, где китайцы всегда боролись с уйгурским сепаратизмом.
Поэтому на сегодняшний день Афганистан для Китая – самая сложная часть и экономического пути, и пути безопасности в продвижении его инициатив в регионе.
Но в КНР считают, что очень многие вопросы можно решить экономическим путем. Чем стабильнее будет страна, тем меньше будет желания у людей заниматься зарабатывать на экстремизме.