Застройщиков многоквартирных жилых комплексов надо обязать строить государственные школы и детские сады.
В Казахстане строится все меньше детских садов — в 2021 году в эксплуатацию сдано 32 объекта. К тому же показатели по количеству дошкольных организаций находятся на минимальном уровне за 13 лет (с 2008 года). В Жамбылской области за год сдано шесть объектов, в Туркестанской – 12, а в Шымкенте новых дошкольных организаций не появляется уже три года.
Второй год подряд остаются без новых садов Карагандинская, Павлодарская и Западно-Казахстанская области
Что касается школ, в 2021 году в республике их построено 90. Почти половина из них (43) приходится на Туркестанскую область, еще 13 – на Жамбылскую.
К слову, строительство школ сейчас на пике за последних четыре года, однако сами помещения становятся меньше. В среднем каждая из тех, что была построена в 2021 году, рассчитана на 437 мест, в 2020 году – на 706.
При этом в крупных городах школьникам часто не хватает мест, детям приходится учиться в три смены. И все это происходит на фоне активного строительства новых жилых комплексов, которые в народе прозвали «человейниками».
«строительные монстры» возводят все больше домов с огромным количеством квартир и совсем не берут в расчет необходимость строительства школ и детских садов
Невольно возникает вопрос: возможно, государству стоит обязать их это делать?
Депутат Ирина Смирнова отмечает, что на сегодняшний день у застройщиков есть обязательства обеспечить каждый жилой комплекс школой и детским садом. Вопрос лишь в том, платными или бесплатными будут эти заведения.
— Застройщики совсем не думают о том, чтобы строить государственные школы и детские сады с бесплатным обучением. Они строят необходимые помещения и продают их частным лицам — появляются частные школы и частные детсады.
Надо ставить вопрос именно о строительстве бесплатных государственных школ
Если говорить о детских садах, они сегодня вотчина в основном частного сектора, частного бизнеса. И это, в общем-то, неплохо. Потому что частные детские сады не такие большие, там не так много детей и возможен индивидуальный подход. К тому же есть частные детские сады, которые по стоимости такие же, как государственные — я точно об этом знаю. Такую тенденцию можно продолжить, если акимат будет устанавливать для некоторых детских садов, которые согласятся работать при господдержке, определенные ценовые рамки.
Тогда для государства это будет дешевле: не надо будет строить дорогостоящие здания. Мы знаем, что те, которые у нас возводятся для госучреждений, обычно очень дорогие, так как там зарабатывают застройщики. А когда строит частник, это достаточно недорогое здание, ведь он его возводит для себя, — отмечает она.
По словам Смирновой, сегодня нужно тщательно следить за появлением огромных микрорайонов внутри уже застроенных территорий.
— Когда Алматы изначально застраивали, планирование шло в соответствии с санитарными требованиями. Нынешнее же строительство «человейников» — нарушение всевозможных градостроительных норм. По сути, все эти
новые постройки должны располагаться по окраинам — город должен расширяться и застраиваться сбалансированно
и в соответствии с нормами. Сейчас же мы видим, как на уже построенный город, на те же самые коммуникации, «садится» огромное количество новых микрорайонов. Но говорить о наличии там школ не приходится.
Сейчас мы видим, как застраиваются стадионы старых школ, так как из-за нехватки учебных мест возникает потребность в расширении, делаются пристройки и пр. Это вообще неприемлемо — такого ни в коем случае быть не должно.
Я была в командировках в Лондоне и Женеве и видела огромные школьные дворы в центре этих городов, которые никто не собирается застраивать
Эти учебные поля являются собственностью заведений и нужны, чтобы ребенок двигался.
Считаю, что в Казахстане нужно тщательно пересматривать градостроительную политику и выносить все эти новые застройки за пределы городского центра. Новые микрорайоны, пригороды надо строить с соблюдением санитарных норм. Помимо Алматы, эти нормы не соблюдаются сегодня в Нур-Султане, Шымкенте и в некоторых пригородах, — говорит депутат.
По ее видению, то, что в последнее строились школы, рассчитанные небольшое количество мест, вероятно, зависит от населенного пункта. В некоторых селах, например, строить большие нет необходимости.
Между тем в рейтинге лучших стран для образования US News & World Report Казахстан занял 71-е место из 78, обогнав из постсоветских стран лишь Узбекистан. Лидерами рейтинга стали США, Великобритания и Германия. Самая слабая позиция у Гватемалы. Рейтинг составляется на основе опросов граждан и оценивает страны с точки зрения наличия хорошо развитой системы гособразования.
Качество образования в стране оценивается в том числе и с позиции того, рассмотрят ли граждане возможность поступить в университет в этой же стране после получения среднего образования
В Германии, которая занимает третью строчку в этом рейтинге, система образования предусматривает обязательное дошкольное обучение. А после того, как ученик закончит четыре начальных класса, ему предстоит выбрать одно из трех направлений средней школы в зависимости от успеваемости.
Это:
На примере Германии можно убедиться, насколько там продумана система обучения, чего не скажешь о казахстанской.
По мнению Ирины Смирновой,
это международное исследование очень красноречиво показало, что кроме Узбекистана за Казахстаном только страны Африки
— В данном случае было рассмотрено со всех сторон и качество образования, и насколько оно продумано, хорошо ли организовано взаимодействие между его ступенями, и получится ли, имея базу среднего образования, его продолжить. Вообще, нам надо серьезно подумать о том, чтобы меняться.
Нехватка школ и строительство «человейников» без школ будет отодвигать нас все дальше от качественного образования. И это не просто цифры. Это реальность, которая в конечном итоге приведет к очень плохим результатам
Мы постоянно говорим об этом, а подобные исследования это только подтверждают. Но, разумеется, стены хоть и нужны, но это не главное. Основное — наличие хороших учителей. Даже если построят новые школы, кто будет учить наших детей? Здесь встает вопрос о качестве образования самого учителя. Его тоже надо повышать, — заключает депутат.
Вместо физкультуры — конспекты: школа в Алматинской области осталась без спортзала