Автор книги «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов продолжает объяснять суть казахских примет.
Между прочим, задолго до прихода ислама помимо разных поверий и примет предки казахов увлекались манихейством. Это одно такое очень заумное вероучение. Оно зародилось в Месопотамии в третьем веке наряду с зороастризмом. (Об этом писал в своих трудах еще Чокан Валиханов.)
Поэтому в быту у наших предков часто встречался крест как символ солнца. Заодно он использовался и как тумар, то есть оберег. Его рисовали, к примеру, на стенах кузницы, поскольку кузнец считался человеком особенным. Он был ремесленником от бога. И на самом деле – не каждому дано знать язык железа.
Почему казахи не отмечали дни рождения — вся правда о национальных традициях
В те времена наши предки даже крестились, если попадали в грозу. Или же пугались чего-то. Например, зверя или землетрясения… Или следователя финпола. Но это было очень и очень давно.
Сейчас мне трудно представить крестящегося, скажем, нашего премьер-министра. Или – ужас! – президента. ВладВладПутина я еще могу как-то воспринимать крестящимся, да и то с натяжкой. Если честно, то не очень-то он монтируется в церкви. Да еще и со свечкой у образов… Хотя, в наши дни… Церковь или храм… Это, знаете ли, такое место… Ну да ладно. Сейчас не об этом. Пойдем дальше.
Были еще и такие приметы. Как они работали? Представим себе, что вы живете в третьем столетии. Когда еще не было банков, тюрем, Трампа, Силиконовой долины, японской индустрии, французской парфюмерии, китайского ширпотреба и всего того, чего до фига сейчас.
Но вы все равно уже тогда – добропорядочный гражданин своей общины – придерживаетесь всеобщих правил, чтите закон, платите налоги. И вот однажды встретили вы путника. Разговорились. Оказался приятный милый человек. Путешествует с котомкой за плечами. Выглядит, если честно, не совсем презентабельно: обувь истопталась, одежка прохудилась, под глазами мешки.
Естественно, вам любопытно – кто такой и куда направляется? Зачем так себя мучает? Но… Но
его нельзя было расспрашивать об этом напрямую. Если захочет, сам расскажет
А если начнешь задавать бестактные вопросы наподобие: кто такой, куда идешь, почему на замакима похож, может ты его родственник, мне надо племянника на работу пристроить… человек может обидеться. Не потому что похож на замакима, а потому что задаешь бестактные вопросы.
Халява в казахской степи как есть — вся правда о национальных традициях
Согласно приметам, встретив путника, позволено лишь пожать ему руку и пожелать счастливого пути. Хотя – нет! Нельзя было отпускать незнакомца без приглашения в гости. Обязательно следовало пригласить и не надеяться, что он откажет. Гость в доме всегда к добру.
Он, кстати, тоже не имел права уклониться от приглашения без видимых причин. Даже если вы ему не нравитесь – слишком приставучий. И любопытный. И ладошка влажная. В любом случае вы не должны были, опять же, лезть с расспросами, раз уж затащили к себе. Дайте гостю спокойно поесть, попить, поспать…
Кстати, нельзя было спать на закате. В это время свет борется с тьмой. Целая война на белом свете происходит. А кто ж спит во время войны? Но если гость все же заснул, а вам позарез нужно его разбудить…
Все равно нельзя свистеть или орать ему в ухо. Нельзя его трясти, тормошить, щекотать подмышки. Можно лишь ласково и мягко обратиться к нему со словами: «Прерви свой сон, о путник».
И только когда он откроет один глаз, можно сообщить ему с улыбкой: «Вставай, нас обокрали». Или как вариант: «Поднимайся потихоньку. Пожар»
Все дело в том, что согласно древним предписаниям душа человеческая во время сна принимала образ мухи и покидала тело через рот. И летала себе, счастливая, по комнате. Не дай бог в этот момент резко разбудить человека. Душа не успеет вернуться в тело. То есть муха. И он помрет. Жалко будет.
Поэтому будить надо осторожно. С расчетом, что муха все видит. И слышит. Поэтому поторопится обратно. Если же путник оказывался ночью в открытой степи, то можно было переночевать в мазаре (мавзолее). Это тоже дом. Духи предков всегда пустят к себе и всегда приютят. Лишь утром, покидая мазар, нужно поблагодарить за ночлег и совершить молитву.