Нур-Султан
Сейчас
11
Завтра
20
USD
428
+1.41
EUR
516
-1.24
RUB
5.75
+0.01

Как казахи на самом деле сватались. Часть 1 — вся правда о национальных традициях

422
Фото: rcrkoo.ru

Сегодня никто уже не посылает шпионов в тыл невесты, никто не считает поголовье скота, никто особо не роется в родословной. Молодые знакомятся, сближаются, влюбляются, ставят в известность родителей и женятся. Чаще всего сюжет один и тот же. И все уже заранее известно и обговаривается до свадьбы. (Хотя я могу ошибаться, когда говорю, что сюжет один и тот же и никого не интересует количество скота). Но раньше было не так.

Жених с невестой, как правило, не могли встречаться, поощряемые родителями, не могли миловаться без присмотра бдящих женгешек. Жених не мог дарить девушке цветы, катать ее на машине, знакомить с окрестностями, водить в кино или дорогие рестораны, предлагая выпить по бокалу шампанского и под романтическую музыку рассказывать о своих подвигах.

Если бы он позволил себе такое, думаю, родственникам невесты это не понравилось. Поэтому принято было свататься. (В предыдущей главе я об этом уже начал рассказывать.) Чинно и благородно. По-людски. То есть құда түсу. Отсюда и қудалық. Сватовство, стало быть.

Нюансы не принципиальны

Относительно традиций и ритуалов не могу сказать, что принципиально разнились форма и смысл, но отличия все же были. То, что делалось на Западе, не всегда под копирку слизывалось на Востоке. И наоборот. И всюду были свои нюансы, свои особенности. Зато везде присутствовал своеобразный юмор. То есть подчеркнуто светлое отношение к жизни. А это важно.

Ну, например, был такой забавный обряд, которым встречали в отдельных регионах жениха. Он назывался ит ырылдады. Что означает «собака зарычала»…

Как казахи боролись за чистоту крови — вся правда о национальных традициях

«Какая собака?» – спросите вы.

А такая. Когда жених появлялся в ауле невесты, в него могла вцепиться… Вернее, его могла схватить зубами за подол халата или бешмета какая-нибудь женщина, и он вынужден был откупаться. Бить «собаку» палкой по голове или пинать ее было нельзя. Начинался смешной торг.

При этом, естественно, аульчане были на стороне «собаки», а друзья жениха держали мазу за своего. В других регионах тот же обычай назывался сиыр мөңіреді. То есть уже не собака, а… «корова». «Корова замычала». Ну и, соответственно, нужно было откупаться от «коровы». Иначе она не пустит к невесте. А «коровы» попадались разные. Бывали и очень вредные «коровы». Жадные. Умеющие торговаться. Просто так не отделаешься.

Долгая дорога к невесте

Был еще обряд арқан керу. Это когда женщины натягивали перед женихом веревку и просили выкуп. Делалось это с намерениями, чтобы потом в жизни ничто не преграждало путь молодым, чтобы дорога была ясной и долгой.

Кстати, несколько слов про аркан – веревку. Здесь тоже существовали различные поверья. Говорили: «арқан ұрлама» («не воруй аркан»), «арқан аттама» («не перешагивай»). Не к добру все это. И еще говорили, что нельзя проходить под заготовками, вернее, под плетущимся арканом. Потому как аркан – предмет сакральный. С ним надо аккуратнее.

Как казахи на свидания ходили — вся правда о национальных традициях

На қудалық не принято было ездить с пустыми руками. Везли с собой қоржын. Это такая сумка или мешок, расшитый узорами и украшенный безделушками. Красивый. (Его еще называют қалта – карман.) Набивали этот қоржын (қалта) подарками и грузили на верблюда (лошадь, телегу, арбу, КамАЗ).

Помимо ценных подарков родственникам невесты в қоржыне лежали отрезы ткани и платки. Это для тех, кто будет открывать қоржын. А открывали, конечно, женщины. Сторона невесты тоже не бездельничала. Они тоже готовились. И как только гости появлялись, их встречали весельем, песнями и плясками.

Иногда преграждали дорогу. Задавались в шутку прокурорские вопросы: кто такие, чего надо, зачем явились? Принято было также в шутливой форме отвечать:

да мы тут по делу, проходили мимо, а вообще мы ищем дом одного человека, у которого дочка на выданье. Не подскажете, где он живет?

– А зачем он вам?

– Да нам бы покалякать с ним по делам разным.

И так далее, в таком же ключе.

Зато всем весело…

В конце концов жених добирался до юрты, где его ждала невеста. Но здесь тоже не все было так просто. Невеста ждала за ширмочкой, в кроватке. Жених упорно продвигался к ней шаг за шагом. При этом за каждый шаг надо было платить.

Женгешки и сношки выстраивали перед ним искусственные преграды: тот же аркан натягивали, бакан под ноги клали, та же «собака» за подол хватала и не пускала, «корова» бодалась… Словом, добирался жених до невесты совершенно опустошенный. В буквальном смысле… Но все-таки добирался.

Как казахи девочек воспитывали. Часть 2 — вся правда о национальных традициях

И эту ночь они проводили вместе. В одной постели. Но! Но! Опять же. Не шалили! За этим строго следили бдительные женгешки. Молодым разрешалось только разговаривать. Да и то шепотом.

Рано утром жених должен был покинуть юрту, чтобы его никто в ауле не заметил. Иначе могли самым банальным образом отлупить. Но тут нужно заметить, что она была в самом конце. Постель я имею в виду. «Зачем все так сложно? – подумаете вы. – Зачем нужны были все эти обряды?».

Ответов может быть несколько. Но самый важный – для постепенного привыкания. Все это своеобразная психологическая подготовка молодоженов. Ну и весело всем. Праздник же. Какая-никакая забава. Ну и поживиться можно. Тоже хорошо.

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter