Политолог рассказал, какой была столица в первые годы независимости и ее преображении.
Нур-Султан – столица Казахстана и современный мегаполис с благоприятной окружающей средой. Он привлекателен для туристов и комфортен для проживания жителей и гостей города. Но так было не всегда — город разросся и получил официальный статус столицы за годы независимости Казахстана.
Политолог Талгат Калиев считает, что перенос столиц ы Казахстана в 1997 году в Акмолу (с 1992 по 1998 город носил это название — ред.) является значимым шагом всех 30 лет независимости республики.
— Мы видим, как сейчас задыхается Алматы от огромного потока машин. Хотя там нет министерств. Люди стоят в многочасовых пробках, очень легко можно опоздать в аэропорт. Если бы столица осталась там, мы бы испытали транспортный коллапс уже лет 10-15 назад,
— считает он.
Со времени присуждения статуса столицы и в последующие годы независимости численность населения Нур-Султана значительно возросла — с порядка 300 тысяч человек до миллиона. Политолог вспоминает о первых годах становления Нур-Султана после переноса туда столицы в 1997 году.
— В те годы инфраструктура была не сильно развита. Как помню, было много грязи. И возле каждого административного здания стояло корыто с водой и швабра с тряпкой, чтобы люди на входе отмывали свою обувь перед тем как зайти.
И не смотря на это, прослеживался задор и оптимизм — никто по таким мелочам не впадал в уныние, люди только шутили и смеялись. Делились друг с другом новостями, кто что слышал о дальнейшем развитии города и о том, что будет в ближайшее время строиться
А вообще, проблем было много. В первую очередь не хватало жилья. Люди жили в общежитиях, снимали комнаты и койко-места в чьи-то квартирах. Было непросто с объектами сервиса и общепита: люди встречались в ресторанах по вечерам, а за ваш столик запросто могли подсадить кого-то просто потому, что не хватало мест. Огромные очереди были к парикмахерам. Но вместе с тем появились возможности для тех, кто хотел работать, кто решил организовать свой бизнес в новой столице, и процесс пошел, — рассказывает политолог.
По наблюдениям Калиева, перенос столицы Казахстана в Акмолу поспособствовал резкому и качественному изменению структуры элит. В Алматы в постсоветский период доминирующими были советские элиты — представители комсомольско-коммунистического поколения.
— С политической, экономической и социальной точек зрения перенос столицы имел колоссальное значение. Он поспособствовал появлению здесь представителей различных регионов.
Очень много представителей активной, целеустремленной и амбициозной молодежи стали занимать низовые и средние эшелоны власти. Все это открыло процесс, именуемый в политологии циркуляцией элит. И он продолжается до сих пор
При этом, когда Алматы перестал быть столицей, не все представители старых элит проявили готовность переместиться в достаточно агрессивные климатические условия. Однако масштабное строительство сулило перспективы получения квартиры и закрепления в новой столице. Появилось очень много вакантных позиций, на которые могли претендовать молодые люди из регионов. По сути дела, это привело к определенному «омоложению» власти, — замечает он.
Кроме того, по его словам, обустройство новой столицы дало мощный импульс развитию строительной отрасли по всему Казахстану. А из-за резкого спроса на строительные материалы возникли целые цепочки — технологические, сервисные, что поспособствовало усилению экономики в целом. Среди значимых архитектурных объектов Нур-Султана Талгат Калиев выделяет Байтерек.
Сегодня рядом с ним даже квартиры стоят дороже и в объявлениях о продаже или аренде жилья можно увидеть информацию, что окна выходят на «Байтерек»
— Это сооружение является визитной карточкой Нур-Султана, играя роль главной достопримечательности города, его символа. Как, к примеру, Эйфелева башня в Париже. Сегодня «Байтерек» обязательное место для посещения туристами.
— Но есть у Нур-Султана и проблемы, которые в будущем нужно будет решать. Глядя на заторы на дорогах и проблемы с парковкой, возникает необходимость в устранении промахов, которые были допущены при планировании города. Возможно, они связаны с поспешностью. Может быть не ожидалось, что население возрастет настолько быстро и сильно. Вероятно, предполагалось, что Астана будет сродни небольшому городу Вашингтону.
Однако сегодня Нур-Султан продолжает оставаться одним из миграционных центров страны. Соответственно, необходимо строить развязки, подземные паркинги и тоннели
Все это, в принципе, реализуемо. К примеру, в том же Париже огромное количество тоннелей под старой частью города. И я думаю, в конечном итоге мы тоже к этому придем, — заключает политолог.