Глобальная пандемия резко ухудшила жизни миллионов людей во всем мире. Она также нанесла серьезный удар по демократии, правам человека и верховенству закона в то время, когда эти ценности уже находились в упадке.
Накопленные за время пандемии доказательства этого утверждения из различных стран являются убедительными. Правительства использовали пандемию, чтобы захватить больше власти посредством чрезвычайного положения. Возможно, учитывая серьезность кризиса, это мера была необходимой, но практически все правительства не следовали установленным правилам.
Основное функционирование парламентов и судебных органов было затруднено из-за характера кризиса, ведь люди не могли собираться вместе. Основные свободы передвижения, собраний и митингов были ограничены, и чаще репрессивными мерами.
Зачем отчитываться о прошлом, когда впереди будущее? — Ашимбаев
Более того, режимы, манипулируя ситуацией, использовали пандемию, чтобы заткнуть рот критикам в политической оппозиции, гражданском обществе и средствах массовой информации. Права на здоровье, образование и достойную работу были также серьезно ущемлены.
Новые данные, опубликованные в World Justice Project (Индекс верховенства закона 2021) показывают, насколько сильно ухудшились ключевые элементы демократического управления после 2020 года.
Причем в большинстве стран ухудшение верховенства закона фиксируется уже четвертый год подряд. Эта предпандемическая негативная тенденция серьезно расширилась во время пандемии COVID-19, достигнув нового максимума в 74% от всех обследованных стран.
В настоящее время исследование охватывает 139 стран и основывается на опросах более 138 тысяч домашних хозяйств и 4 200 экспертов по правовым вопросам, которые оценивают каждую страну по восьми факторам, связанным с верховенством закона.
«Наша проблема, что в Казахстане любят только быстрые деньги»
Индекс измеряет ряд аспектов управления, таких как коррупция, соблюдение основных прав, правоприменение и функционирование системы правосудия.
Кроме «порядка и безопасности», все остальные критерии верховенства закона в подавляющем большинстве стран снизились. Негативные тенденции наблюдаются во всех регионах — как в богатых, так и в бедных странах.
Данные показывают явное снижение показателей ограничения государственных полномочий, гражданского пространства, своевременности отправления правосудия и отсутствия дискриминации. Причем две трети стран отказываются от этих ключевых факторов управления. С неудачами за последний год в большинстве обследованных стран столкнулись даже такие области, как открытое правительство, нормативное правоприменение и гражданское правосудие, которые немного улучшились за последние годы.
Хотя Европа и Северная Америка по-прежнему превосходят все остальные регионы мира, есть несколько признаков, которые должны вызывать тревогу. Например, 14 из 20 стран Европейского союза снизили свои показатели верховенства закона. Причем в восьми из них (Австрия, Франция, Греция, Венгрия, Нидерланды, Польша, Португалия и Румыния) это наблюдается второй год подряд.
Что касается гражданского пространства, которое включает в себя меры общественного участия в госуправлении, свободу выражения мнений и свободу объединений, 22 страны в более широком регионе Европы и Северной Америки снизились по всем трем параметрам. Причем наибольший средний спад наблюдается в Беларуси, России, Турции и США.
В ожидании катастрофы: что делать с незаконной застройкой вокруг аэропортов?
Для любого, кто следит за событиями в Соединенных Штатах за последние несколько лет, неудивительно, что верховенство закона упало больше, чем в любой другой стране европейского и североамериканского региона, за которой следуют Польша и Венгрия. Это снижение оценок верховенства закона в США затрагивает все измеряемые факторы, за исключением нормативного правоприменения.
Более того, масштабы отката были особенно заметны в таких областях, как ограничение государственных полномочий, отсутствие коррупции, основные права и уголовное правосудие.
Конечно, политические, социальные и экономические потрясения, вызванные пандемией, могут объяснить некоторые из этих наблюдений как в США, так и во всем мире. Однако если вернуться к индексам за 2016 год, становится очевидно, что в США верховенство закона катится по наклонной.
Например, оценки ограничений на правительственные полномочия упали на 16%, отражая многолетнее снижение законодательной (-16%) и судебной (-17%) систем. Негосударственные и независимые аудиторские проверки полномочий правительства снизились на 16% и 21% соответственно.
Жилье в долг: ипотечное кредитование за год выросло вдвое
Также снизилась на 14% с 2016 года и оценка санкций за неправомерные действия со стороны государственных чиновников. За тот же период рейтинг США по соблюдению основных прав упал на 11%. В результате страна заняла 42-е место из 139 стран по этому фактору.
Из 44 подфакторов верховенства закона, измеренных в индексе, Соединенные Штаты получили самый низкий балл по дискриминации в системе уголовного правосудия, упав на 33% за последние пять лет и заняв 111-е место в 2021 году.
Принимая во внимание эти негативные тенденции, президент Джо Байден и его советники правильно сформулировали демократическую повестку дня администрации. Реформы — «восстановление лучше», и апелляция к среднему классу. Уход из Афганистана, каким бы хаотичным и болезненным он ни был, тем не менее сдернул пластырь с раны, которая гноилась слишком долго и обошлась слишком дорого.
Несмотря на все миллиарды долларов, потраченные на построение функционирующего демократического государства, Афганистан по-прежнему находится в самом низу с точки зрения стандартов управления и верховенства закона. Как часто отмечал Байден, пора исправить ущерб, нанесенный за последние несколько лет. То есть показать американцам и всему миру, что демократия может привести к ощутимым улучшениям в жизни людей.
Офшоры не помогут: чиновников, чьи расходы превышают доходы, будут проверять
Планы Байдена преодолеть пандемию, перезапустить экономику, инвестировать миллиарды в инфраструктуру и еще миллиарды в расширение сильно изношенной сети социальной защиты — ключевые шаги к реализации этого видения.
Конечно, потребуется гораздо больше, начиная с важных политических реформ для защиты свободных и справедливых выборов, дезактивации информационной экосистемы и уменьшения чрезмерного влияния денег на специальные проценты в кампаниях.
Превосходство все более авторитарного Китая за глобальное влияние в значительной степени зависит от того, будут ли Соединенные Штаты практиковать то, что они проповедуют по всем направлениям.
В декабре этого года Белый дом планирует провести первый в истории Саммит за демократию. За ним последует «год действий» для тех стран, которые обязуются выполнять свои обещания. Эти шаги выглядят разумными, но на практике увязают в некоторых сложных вопросах.
Для начала, какие правительства будут приглашены и на каком основании? Как будет представлено гражданское общество, особенно из репрессивных обществ? Как будет оцениваться прогресс, чтобы получить приглашение на второй саммит в следующем году?
https://365info.kz/2021/10/rezervy-strany-tayut-kak-v-valyute-tak-i-v-zolote
И, пожалуй, самое главное: какие дальнейшие шаги может предпринять администрация, чтобы повернуть ухудшение демократии вспять?
В конце концов путь к успеху пролегает по крутой и волатильной кривой. Судя по всем объективным критериям, Соединенным Штатам крайне необходимо обратить вспять ухудшающееся верховенство закона и эффективность государственного управления.
США необходимо бороться с устаревшими правилами, которые подпитывают, а не защищают дисфункцию. Которые тормозит прогресс как в Конгрессе, так и на уровне штатов. Мир наблюдает и ждет… с некоторыми сомнениями в надежности США как сильного партнера.
Сейчас, когда при президенте Си Цзиньпине Пекин ужесточает внутреннюю политику, Вашингтону пора воспользоваться моментом и изменить курс. Встреча на высшем уровне за демократию может помочь катализировать и консолидировать этот толчок к демократии способами, которые будут способствовать позитивным изменениям внутри страны и за рубежом.