Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

В ожидании катастрофы: что делать с незаконной застройкой вокруг аэропортов?

500

Массовая застройка вокруг многих казахстанских аэропортов несет в себе опасность для всех. Об этом говорит Талгат Ластаев, председатель Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. По его данным, на приаэродромных территориях находится огромное количество строений:

  • вокруг аэропорта Алматы — около 6 700 объектов
  • вокруг аэропорта Актобе — 500 объектов
  • а вокруг аэропорта Атырау — 110 объектов
  • антирекорд по этому показателю побил аэропорт Шымкента — вокруг него 33 тысячи незаконных объектов

Условия для трагедии

При этом к 2022 году аэропорт Шымкента собираются расширить, построив новый терминал. Площадь аэропорта возрастет с 3,8 до 35 тысяч кв. метров, а пропускная способность увеличится с 150 до 2 тысяч пассажирочасов. Соответственно, возрастут и риски столкновения самолетов с незаконными строениями.

В памяти всплывает трагедия, произошедшая в Алматы в конце 2019 года. Тогда пассажирский самолет авиакомпании Bek Air потерял высоту, протаранил бетонный забор и врезался в жилой дом в районе села Гульдала

Погибли 12 пассажиров, многие получили травмы, но выжили. Считают, что если бы близ аэропорта не было домов, самолет мог бы сесть на брюхо, и обошлось бы без жертв.

Как исправить проблему незаконной застройки земель вокруг аэропортов, порожденную коррупцией на местах?

Слова и планы

Ластаев озвучивает лишь цифры и не дает вариантов решения застроенных зон вокруг аэропортов:

— Более 100 тысяч строений сегодня расположено вокруг наших аэропортов. В основном это объекты индивидуального жилищного строительства. Каким образом они были построены, возвращаться к этому мы не будем.

Сейчас создана рабочая группа с представителями транспортной прокуратуры, местных исполнительных органов, министерства здравоохранения и министерства экологии.

Ведется большая работа по решению этого вопроса, включая пересмотр нормативной базы. А вопрос на самом деле очень многогранный — это данность, объекты уже построены. К каждому аэропорту, думаю, будет индивидуальный подход. Но очевидно, что эту проблему надо решать. Вырабатывать решения будет рабочая группа. И как только будет разработан план, мы сможем с вами поделиться, — отмечает чиновник.

Как в Европе?

По данным Ластаева,

в некоторых аэропортах не установлены санитарно-защитные зоны. Среди них аэропорты Актобе, Павлодара, Кокшетау и Талдыкоргана

На вопрос, связана ли эта ситуация с плохой работой местных акимов, Талгат Ластаев лишь говорит, что эти вопросы находятся в зоне компетенции местных исполнительных органов:

— Готовых решений нет. Мы знаем, что в некоторых городах Европы — таких как Вена, например, — аэропорты находятся практически в городе. И

там нормативная база имеет различия с требованиями ИКАО (Международная организация гражданской авиации). Но они это приняли, потому что исторически так сложилось. Возможно, у нас тоже придется принимать похожее решение

Конечно, есть критические вещи, которые угрожают безопасности полетов. По ним надо будет принимать конкретные решения, возможно, куда-то перемещать. Разрешение этой проблемы займет не один и не два года, — говорит председатель.

Слишком затратно

По мнению адвоката Александра Каплана, проблему существующей застройки прилегающей к аэропортам территории решить можно, но все упирается в бюджет.

— В принципе, вопрос решается просто: государство выкупает эти земельные участки с домами и выплачивает компенсацию. Но зная наше государство, вряд ли акиматам на это хватит средств

Потому что застройки там чаще всего капитальные. И количество имеющихся объектов требует нереального количества бюджетных средств. Сомневаюсь, что будут массово выкупать, хотя, по идее, так должно быть, — считает он.

Южане впереди всех

Лидерские позиции Шымкента по числу построек вокруг аэропорта Каплан объясняет южным менталитетом.

— Вероятно, вопросы с предоставлением там земли решались очень быстро.

Коррупции там больше, я думаю. Мне кажется, причина в этом

Получается, что разрешение на строительство или выдача госакта — это вопрос, который, согласно практике и законодательству, решается не одним человеком. Там земельная комиссия, управление архитектуры, акимат — органы, которые должны друг друга перепроверять, следить, чтобы участки близ аэропортов не выделялись. В конце концов, это реально опасное место.

В будущем, думаю, надзор все-таки усилится. Появятся независимые люди, которые не будут подписывать бумажки не глядя, если председатель комиссии сказал им это сделать. За принятием подобного рода решений должен быть надзор отдельного органа, — убежден адвокат.

Итоги до конца не подведены

Юрист и эксперт в области земельного права Бакытжан Базарбек принимает активное участие в вопросах по застройке территорий, прилегающих к аэропортам, в разных городах. Занимался он и делом, связанным с крушением самолета Bek Air. По его словам, подвижки по нему есть.

— Было возбуждено несколько уголовных дел, по которым проходят должностные лица. Часть уже осуждены Талгарским районным судом. Двум руководителям отдела земельных отношений дали по три года, трем руководителям филиала земельного кадастра — четыре года условно

Я сейчас прохожу консультантом по одному из этих дел. Отмечу, что занимался и расследованием незаконного отчуждения земельных участков близ аэропорта Атырау. По тому делу у меня долгое время велась переписка с госорганами. Мною было подано заявление в Антикор для проведения антикоррупционной проверки.

Участвовал я и в деле незаконного отчуждения земельных участков вокруг аэропорта в Таразе. В целом это достаточно сложная процедура. Потому что там учитываются не только нормы земельного законодательства, но и авиационные нормы, нормы технического регламента и санитарные нормы. Есть даже нормы по шумовому воздействию, — поясняет юрист.

Как выдают участки

Он добавляет: чтобы определить незаконность предоставления земельного участка акиматом, недостаточно только санитарных правил (таковые запрещают любое строительство в пределах 500 метров от аэропорта). Нужны еще дополнительные экспертизы по шумовому воздействию. И если достаточного шумового воздействия не выявлено, местные исполнительные органы могут предоставлять для застройки участки даже в санитарной, защитной зоне. Поэтому доказать в суде вину конкретного чиновника сложно.

— После крушения самолета Bek Air я поставил указал на то, что в том месте незаконно расположены 800 домов. Но ни один не снесли. Потому что

это могло привести к социальному недовольству, митингам, пикетам. Решено было все оставить как есть

Аналогичная ситуация и в Атырау. Те, кто должны блюсти закон — прокуроры, акимы районов и городов, депутаты маслихатов — нередко сами отхватывают себе нужный кусок земли именно на приаэродромной полосе. И все признают, что это незаконно.

Мало кто задумывается, что полеты из аэропортов Алматы, Атырау или Шымкента связаны с особым риском в случае падения самолета на дома. Об этом знают все, включая президента и генерального прокурора. Но все надеются на авось. Учитывая, что эти дома сносить уже никто не будет, мы должны хотя бы в дальнейшем остановить практику самовольного и незаконного строительства, — заключает Базарбек.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter