Усть-Каменогорск – один из старейших городов страны. Сегодня это административный и финансовый центр Восточного Казахстана. Долгие годы он довольствовался статусом заштатного уездного городка, потому как неподалеку расположен куда более крупный и развитый Семей. Но у города интересная история и живописная архитектура, значительная часть которой сохранилась в его историческом центре.
История Усть-Каменогорска наглядно отпечаталась в камне и дереве. Из этих материалов состоит весь архитектурный фонд старого города. Здесь и старинные купеческие особняки в стиле модерна и эклектики, и сталинский ампир, и советский модернизм, и современные строения, термина для которых еще не существует.
Несмотря на то, что городу 300 с лишним лет, другие эпохи не выражены в архитектуре столь же явно, как три вышеуказанные. Однако и этого вполне хватило для образования собственного облика. Давайте сравним разные эпохи жизни города, которые сохранились в фотографиях.
Полноценная промышленная революция в крае произошла в годы Великой Отечественной войны, когда в Восточный Казахстан эвакуировались крупные промышленные предприятия. Однако еще с XVIII века сюда направлялись многие исследователи и геологи, так как здешние места считались невероятно богатыми на полезные ископаемые. На рубеже XIX-XX веков многие предприниматели уже осваивали здешние прииски.
В частности, на добыче золота преуспел Андрей Савельевич Меновщиков. В Усть-Каменогорске он построил целый бизнес-центр. В 1909 году этот деловой квартал был запечатлен фотографом Стефаном Горловым с колокольни Покровского собора, некогда стоявшего в самом центре Усть-Каменогорска. Вдоль улицы Тулегена Тохтарова стоит здание, в котором сейчас располагается Восточно-Казахстанский музей искусств.
Дом, где А. С. Меновщиков жил, стоит на пересечении с улицей им. А. Чехова. Вообще, именно на этой улице сохранилось максимум зданий позапрошлого века.
Напротив дома Меновщикова стоит бывший дом купца Курочкина. В 40-е годы ХХ века его перестроили под административное здание. Сегодня там находится городской отдел архитектуры.
Городские активисты и урбанисты неоднократно предлагали именно на этой улице сделать прогулочный «Арбат». В результате местный Арбат появился на улице Бейбитшилик. Здесь также сохранилась историческая застройка в меньшей концентрации. В основном это дома периода сталинского ампира.
Если говорить о хорошо сохранившихся зданиях в этом районе, можно отметить бывший торговый дом купца Кожевникова. Построен он был после начала первой мировой войны. Его непосредственным возведением занимались пленные солдаты, в основном чехи. В последние годы перед революцией и вплоть до конца НЭПа здесь торговали лучшей в городе посудой.
Уже в позднесоветские годы в доме располагался ресторан «Алтай». Сегодня это выставочный зал Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического музея.
Сохранилось также здание пожарного депо Усть-Каменогорска, хотя состояние его далеко не идеальное. Построено оно было в 1896 году с целью модернизации всей противопожарной инфраструктуры. Застройка Усть-Каменогорска всегда была плотной, и город неоднократно страдал от пожаров.
Так, в 1766 году Усть-Каменная крепость (откуда и пошел город) сгорела полностью. А в 1893-94 годах несколько раз вспыхивали пожары в самом городе. Прошло больше века и «пожарки» передислоцировались в другие места. Каланча ушла в историю, но фрагмент депо еще сохранился, пусть и разобранный на частные гаражи.
К югу по улице Бейбитшилик стоит здание, которое можно назвать воплощением архитектурной старины Усть-Каменогорска. Это бывший народный дом (до революции), Драмтеатр (в советское время) и Дом дружбы (до 2017 года).
Здание выполнено в редком для Казахстана нео-романском стиле и когда-то служило средоточием светской жизни города. Власти открывали подобные дома с целью обеспечить доступ рабочего класса к культуре и как-то утихомирить революционные настроения.
Народный дом стал центром досуга: на небольшой сцене на втором этаже играли любительские спектакли, проводились концерты, музыкальные вечера, научно-популярные лекции, политические диспуты.
В 1918 году с балкона этого здания была провозглашена советская власть. Затем здесь расположился театр и квартировал там вплоть до середины 2010-х годов, пока не переехал в новый квартал.
По соседству с Народным домом располагается Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический музей. Здание, похожее на небольшой дворец или усадьбу, в разное время было и мужским училищем, и гимназией, и госпиталем для раненных в Великую Отечественную войну.
В постсоветское время здесь разместился музей. Училище дало литературному миру заметное имя – писателя Александра Мелентьевича Волкова, создателя «Волшебника изумрудного города», «Урфина Джюса и его деревянных солдат». Замечательный литератор входил в первый выпуск этой гимназии и здесь же преподавал несколько лет.
Гимназия стоит с восточной стороны входа в парк Жастар (ранее — парк имени Кирова). Сегодня это место сильно изменилось в сравнении с тем, как выглядело век тому назад. Раньше здесь стоял главный собор Усть-Каменогорска – Покровский храм, некогда самое высокое здание. С его колокольни открывался прекрасный вид на город. Именно отсюда и делались первые фотосъемки Усть-Каменогорска.
Увы, он разделил судьбу многих храмов и церквей после революции 1917 года. Сначала его закрыли, а в 1936 снесли и этом месте разбили парк им. Кирова. Лишь в 2000 году здесь возвели часовню в память новомучеников России и Казахстана.
Вообще, Восточный Казахстан – уникальное место с точки зрения синтеза культур. И это проявляется даже в архитектуре.
Во-первых, в Восточном Казахстане сохранились развалины буддистского монастыря Аблайкит, объекта для страны во многом уникального. А что до христианства и ислама, в Усть-Каменогорске есть здание, где эти две религии сходятся в буквальном смысле.
Дело в том, что до революции в городе мечеть была лишь одна. В советское время ее снесли, и сейчас на этом месте новостройки. Уже в годы независимости, когда в городе выбирали место для новой мечети, под нее решено было переделать бывшее здание мужского церковно-приходского училища.
К началу 1990-х здесь квартировали разные организации. А с того времени в нем располагается центральная мечеть Усть-Каменогорска. Символично, что в одном старинном здании начала ХХ века встретились две главные религиозные конфессии Казахстана.
Не менее интересная судьба и у Мариинского училища. В конце XIX века по всей Российской империи начинают массово открываться учебные заведения для девочек и девушек. Император Александр II в 1871 году подписал указ, разрешающий нанимать женщин на госслужбу. Тогда-то в разных уголках государства срочно понадобились квалифицированные женщины.
И если в столицах для этого были Институты благородных девиц, «бестужевские курсы», в провинции ни о чем подобном не мечтали. Тогда и наступил звездный час для провинциальных девушек.
Появлению первого женского училища в Усть-Каменогорске способствовали политические ссыльные: революционеры-демократы Орест Костюрин, Евгений Михаэлис (соратник и друг Абая, а также прототип Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева) и многие другие. Учились здесь известные писатели Ефим Пермитин и Павел Кузнецов (переводчик стихов Джамбула).
В 1920-е здесь разместился детдом при Усть-Каменогорском ВЧК, в 50-х — школа им. Кирова, в 70-х – городская больница. А далее и по сей день — выставочный зал этнографического музея.
Cамое старое сохранившееся здание в городе — Свято-Троицкий собор в комплексе одноименного монастыря. Оно повидало немало испытаний на своем веку. Его история началась в 1789 году, когда в Усть-Каменогорске решено было построить первую каменную церковь. Старая деревянная за несколько лет до этого сгорела во время крупного пожара 1766 года.
В процессе строительства проет несколько раз менялся, и в результате здание получилось таким, каким мы его видим сегодня. Весь XIX век собор простоял в таком виде и был, пожалуй, самым намоленным храмом Усть-Каменогорска, центром духовной жизни города.
В 1923 году собор передали обновленцам-живоцерковникам. Впрочем, уже в 1930-х храм забрали и у них. Дальше тучи стали сгущаться еще сильнее: по сравнению с другими храмами Казахстана Свято-Троицкому собору особенно не повезло. В стенах Свято-Троицкого собора располагались овощная база, склад военторга, гарнизонный клуб. Внутренний интерьер уничтожили и разграбили. Колокольню, купола и церковную ограду украли. Само здание тоже скоро пришло в полуразрушенное состояние. К концу советской власти внешний облик уже мало напоминал храм. Лишь перестройка и последующий в начале 1990-х развал Союза вернул в храм духовную жизнь.
После войны Усть-Каменогорск стал по-настоящему крупным промышленным центром, «кладовой цветной металлургии Казахстана». Началась новая эпоха, а как положено в любую новую эпоху, она отражается в новых районах города. Новый район расположился по ту сторону реки Ульбы. Соответственно, был выстроен и новый мост. Ранее через Ульбу переходили лишь по понтонной переправе.
Тут начали строиться новые заводы и жилые кварталы, главная архитектурная доминанта которого – Дворец Культуры металлургов. Этот шедевр позднесталинского ампира до сих пор одна из главных достопримечательностей советского Усть-Каменогорска и, пожалуй, главная концертная площадка города.
Построили сей шедевр местный архитектор Леонид Маковеев и алматинец Хакимжан Наурызбаев. Скульптурные композиции на фронтоне и по сей день впечатляют.
Жилой район до сих пор сохранил атмосферу позднесоветского города. И хотя появилось множество объектов малого и среднего бизнеса, современным этот район не назовешь – состояние домов, мягко говоря, далеко от идеала.
Многие здания хоть и дожили до нашего времени, но оказались либо перестроенными почти до неузнаваемости, либо находятся в плачевном состоянии.
Хотя кое-где можно полностью воссоздать атмосферу 1950-х годов, выдавать нынешнее время будут лишь марки трамваев и высота деревьев.
Позднесоветская архитектура здесь вполне типовая, шедевров советского модернизма в городе не найдешь. Что-то, опять же, перестроено на современный лад — например, главное административное здание города – акимат ВКО (в прошлом облисполком).
А что-то и вовсе сегодня утратило свое первоначальное значение. К примеру, речной вокзал, который раньше служил полноценным транспортным узлом, а сегодня представляет собой лишь небольшой парк прогулочных речных трамвайчиков.
А вот гостиница «Усть-Каменогорск» и прилегающий к ней ресторан и вовсе является реликтом позднесоветского модернизма. Причем как снаружи, так и внутри. Это одинаково относится к внешней отделке, внутреннему убранству и имеет соответствующий совдеповский сервис.
Фото: АПН, архивные фото предоставлены Восточно-Казахстанским Архитектурно-этнографическим музеем.