31 октября откроется 26-я климатическая конференция, на которую соберется более 100 мировых лидеров.
Почти все страны мира подписали Парижское климатическое соглашение 2015 года — документ, направленный на ограничение глобального потепления. Каждый подписант согласился с тем, что должен что-то сделать для устранения приближающихся угроз изменения климата. Но в то же время никто не обещал делать это достаточно быстро.
В результате за шесть лет выбросы парниковых газов только увеличились. Поэтому на предстоящую климатическую конференцию экологи возлагают большие надежды. Как минимум услышать от стран конкретные планы на ближайшее десятилетие, а не полвека.
«Это определенно самая крупная климатическая встреча со времен Парижа, и она должна стать поворотным моментом, если мы собираемся добиться успеха», — сказала Хелен Маунтфорд, вице-президент по климату и экономике Института мировых ресурсов.
Некоторые острые вопросы — например, выплаты развивающимся странам, переживающим климатические бедствия, остаются нерешенными. Между тем пандемия Covid-19, которая отложила COP26 с ее первоначальных дат в ноябре 2020, по-прежнему ежедневно уносит тысячи жизней в день. Это приводит к национальным блокировкам и подрыву экономик. Более того, текущий год ознаменовался серией разрушительных ураганов и лесных пожаров. То есть для очень многих стран изменение климата явно не приоритет.
В высшем эшелоне элиты растет конкуренция — рейтинг
Тем не менее окно для достижения целей Парижского соглашения закрывается. Межправительственная группа экспертов в 2018 году сообщила, что поддержание потепления ниже критической точки в 1,5 °C к 2030 году потребует от мира сокращения выбросов примерно вдвое от текущих значений.
В этом году МГЭИК сообщила, что мир не достигнет этой цели даже при самом оптимистичном сценарии.
Ожидания от предстоящей конференции СОР26 освещались довольно агрессивно и широко. В результате многие страны в преддверии встречи анонсировали структурированные планы по сокращению парниковых газов. Например, Великобритания опубликовала дорожную карту по достижению нулевых выбросов парниковых газов к середине века. Но самое пристальное внимание уделяется крупнейшим в мире источникам выбросов — Китаю, США и Индии.
Парижское соглашение по климату направлено на разрешение глобального кризиса, но бюрократические ограничения сорвали этот процесс.
Присоединение к соглашению является добровольным, то есть любой подписавший может уйти. Например, как при Трампе сделали США. При этом любая страна может объявлять о личных целях по сокращению выбросов и не особо стремится выполнять их, поскольку штрафных санкций не предусмотрено.
Маркировка напитков: спасение от фальсификата или новый налог на честный бизнес?
Кажется странным, что договоренность о спасении мира от самих себя имеет так мало твердых правил. Однако Парижское соглашение стало кульминацией двух десятилетий застопорившейся дипломатии, и многие страны выступили с более жесткими формулировками в отношении обязательных целевых показателей.
Таким образом, Парижское соглашение представляет собой опасно балансирующий акт, достигающий своих целей в основном за счет личной ответственности стран. И направить всех — развивающиеся страны, страны с нефтяной экономикой, региональных конкурентов, островные государства, которым угрожает повышение уровня моря — к общей цели, задача очень сложная.
Поэтому цель ООН на СОР26 помимо долгосрочных планов — заставить страны взять на себя обязательства на ближайшее десятилетие. Четко обозначить цели и пути их достижения. Нельзя исключать и выработки каких-либо штрафных санкций за нарушение этих обязательств. На этом пункте, скорее всего, будут настаивать страны уже пострадавшие от стихийных бедствий, усугубленных изменением климата.
«Эта конференция должна сигнализировать о переходе от принятия обязательств к действию», — говорит Марсен Митчелл, старший вице-президент Всемирного фонда дикой природы по вопросам изменения климата. Он добавил, что странам нужно не только давать более масштабные обещания, но и согласовывать их с реальной политикой.
Климатическое соглашение Казахстан ратифицировал в числе первых подписантов. Страна взяла на себя обязательство к 2030 году на 15% от уровня 1990 года сократить выбросы парниковых газов.
Для достижения этой цели был усилен Экологический кодекс и разработаны меры, стимулирующие развитие зеленой экономики и перехода на альтернативные источники энергии.
https://365info.kz/2021/10/kazahstan-voshel-v-trojku-stran-samyh-dorogih-taksi-i-eto-ne-predel-obzor-kazsmi
Первым в регионе Казахстан реализовал проект национальной системы торговли квотами на выбросы. Суть системы в регулировании так называемой «цены на углерод». То есть предприятия, вынужденные платить за «лишнее загрязнение воздуха», мотивированы к внедрению современных технологий, снижающих выбросы парниковых газов. Подобный подход считается в мире одним из основных способов борьбы с изменением климата.
В декабре 2020 года на саммите ООН по климату президент страны заявил, что к 2060 году Казахстан достигнет углеродной нейтральности. Мол, работа по подготовке концепции долгосрочной стратегии ведется. В октябре 2021 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета Касым-Жомарт Токаев отметил, что проект Доктрины углеродной нейтральности готов, и призвал страны ЕАЭС к сотрудничеству в его рамках. Не исключено, что именно этот документ Казахстан презентует на СОР26.