Чтобы ответить на этот вопрос, Ермек Турсунов, автор книги «Қарашаңырақ», предлагает отмотать историческую пленку чуть назад и подвести промежуточные итоги.
Итак, условно говоря, пройдя с человеком путь от его рождения до сватовства, а от сватовства до свадьбы, мы узнали много нового о старом. О традициях и обрядах, связанных со всеми этими непростыми, затратными, но в то же время весьма приятными хлопотами.
И тут возникает следующий вопрос: в чем же непреходящая ценность казахской свадьбы? А в том, что жених с невестой одномоментно обрастали кучей родственников.
То есть в придачу к калыму и приданому обе стороны получали бонусом многочисленный отряд незнакомых, внешне дружелюбных и празднично возбужденных людей, большую часть которых в следующий раз доведется увидеть лишь на чьих-нибудь поминках. Так оно повелось и продолжается по сию пору.
Не знаю, как у других, но как только я начинаю думать о казахских традиционных отношениях с родственниками, в голове моей невольно всплывает другой вопрос. А что вы знаете о неизбежности? Или о безысходности?
Видите ли, в чем тут дело. Казахская родня – это целый мир. Большой и многомерный. Бесхитростный и в то же время весьма затейливый. Многоликий и запутанный. И очень противоречивый. И надо сильно постараться, чтобы окончательно понять для себя, что же означают родственники для казаха.
https://365info.kz/2021/10/kak-kazahi-frantsuzov-shokirovali-vsya-pravda-o-natsionalnyh-traditsiyah
А родственники для настоящего казаха – это все. И радость, и беда. И горе, и утешение. И позор, и гордость. И лучшие люди города, и самые последние в мире нелюди. А лучших и худших, как вы понимаете, надо знать в лицо. Или хотя быть постараться запомнить, кто есть кто, кто есть что, кто кому кем приходится, как к кому обращаться, как называть, как относиться и для чего их Бог создал вообще.
А почему это важно знать? А потому что казахский мир построен на родственных отношениях. Не было бы родственников, не было бы ничего. Ни улицы, ни аула, ни района, ни государства, ни Вселенной. Не было бы вообще такой страны – Казахии. Потому что казахская земля всегда держалась на родственных связях как на сваях.
Когда-то самые близкие родственники жили одним аулом. И это было очень удобно: не надо никуда ездить, не надо никуда летать. Не надо никому звонить, ждать в скайпе или же, на худой конец, слать эсэмэски. Все рядом. По соседству.
Наверное, сегодня это трудно представить? И в самом деле. Как это? Вы живете в одном большом кондоминиуме, и весь этот кондоминиум населяет ваша родня. Председатель КСК – бай. Он же по совместительству глава, он же замглавы, он же прокурор, адвокат, судья и присяжный заседатель.
Халява в казахской степи как есть — вся правда о национальных традициях
И да – у него больше всего овец, коров и лошадей. И у него работает в услужении половина кондоминиума. То есть аула. Женщины растят детей, копошатся по хозяйству, а мужчины возятся со скотом и периодически воюют. Расплачивался бай натурой, то есть теми же баранами и лошадьми. Изредка – необходимыми вещами со своего плеча. И еще реже – деньгами.
Не нужно думать, что бай обязательно был сволыш, гад и мироед. Вовсе нет. Это советская власть его таким выставила. А зря. В те времена бай был все равно что отец родной. Он был центром мироздания, душой и сердцем казахской коммуны, поэтому к нему шли по любому поводу. И он должен был все правильно разрулить. Не по-братски, а по справедливости.
И он первым включался, если у кого случалась беда или, того хуже, затевалась большая буча. Тогда бай выделял войско от своего аула, которое сам же вооружал, сажал на коней, обувал, одевал, кормил. Он же вмешивался, если вдруг затевались местные разборки.
Он помогал и со свадьбой, и с похоронами. Он поддерживал бедных и сирых, выступал спонсором для неимущих и меценатом для певцов, музыкантов, степных менестрелей. Короче,
он отвечал за все и за всех. Потому что все вокруг – родственники. Одна семья. А он олигарх. И кто поможет, если не он? Больше некому
И это не было ежедневным подвигом. Об этом не писали в газетах и не трубили в одну дуду байские пиар-службы. Просто такое положение вещей составляло образ жизни. И потому что Господь так захотел. Это он указал на человека перстом и сделал его баем. Я вообще склонен думать, что богатство – это черта врожденная.
Она приходит к человеку каким-то непостижимым путем вместе с его рождением и не покидает его до самого конца. К сожалению, она не передается по наследству, как все остальное. Это как индивидуальная склонность. Как черта характера. Как тот же божий дар или талант.
Конечно, богатство не падает с небес, все достается трудом и терпением. Но доверь какому-нибудь балбесу доходный бизнес. Или подари миллион. И что? Миллион он профукает, а бизнес угробит. Так ведь? А склонный к богатству человек в любой ситуации поднимется с нуля. Даже после болезни. Даже после банкротства. Даже после предательства друзей и коллег. Даже после… тюрьмы. Если захочет, конечно.
Но возвратимся к семейно-родственным отношениям. В каждой семье были свои уроды. Это понятно. Они есть везде и у всех. Но и те вынуждены были подчиняться неписаным правилам общежития. Поскольку самым страшным наказанием было отлучение от семьи.
Почему за южный юмор северные казахи могут и челюсть сломать — вся правда о национальных традициях
Неисправимых беспредельщиков выгоняли из общины, бросая им вслед горсть земли. Это означало, что теперь нет у тебя родственников. Ты перекати-поле. Человек без корней. Катись давай. Нынче уроды водятся тоже. Я бы даже сказал, их стало больше. Потому что нарушился баланс в человеческой природе.
Многие важные вещи подзабыты, традиции нарушены, переиначены, и в итоге уродская мораль победила. Но баи остались. Правда, функции их тоже сильно изменились. И понятия. И теперь каждый отвечает только за себя.
Но зато остался в прежнем виде институт родства. Он фактически не изменился. Структурно. Согласно этой неколебимой структуре казахские родственники по ранжиру делятся на три состава.
Не в смысле основной, дублирующий и фарм-клуб. Нет. Деление происходит по другому принципу: Өз жұрты, Нағашы жұрты, Қайын жұрты.
Соответственно: родня со стороны отца, родня со стороны матери и родня со стороны мужа (жены).
Почему казахи не могут победить коррупцию — вся правда о национальных традициях
Помимо такого деления, как вы знаете, существует еще деление на рода и жузы. Жузов три, а родов – десятки. Есть еще различные родственные объединения, которые не входят в жузы. Перечисление и объяснение займут слишком много времени и места. К тому же я об этом уже говорил в предыдущих главах.
Запомнить непросто. Однако не мешает знать, что представители одного рода приходятся друг другу в той или иной мере родственниками. Потому что ведут свою родословную от одного корня. Нахождение в составе одного жуза уже считается родством.
И, как я чуть раньше говорил, каждый казах знал наизусть историю своего рода до седьмого колена. Это как алфавит. Как таблица умножения. Хотя… сейчас уже мало кто помнит наизусть таблицу умножения.
И все-таки как выглядят эти семь колен? Вернее, как ведется отсчет? Если считать назад, то получается:
өзі – әке – ата – баба – түп ата – тек ата.
По-русски получается:
я – отец – дед – прадед – прапрадед и т. д.
Если же считать вперед, то вот так:
өзі – бала – немере – шөбере – шөпшек – шөбелек – немене.
Я – сын – внук – правнук и т. д.
Есть и другая «считалочка»:
әке (отец) – ата (дед) – әз ата (прадед) – баба (прапрадед) – тектін (прапрапрадед) – төркін (прапрапрапрадед) – тұқиян (прапрапрапрапрадед)…
Всех своих праотцов нужно было помнить поименно. Зачем? Затем, чтобы не допустить кровосмешения. Поэтому женихи с юга и востока, чтобы сохранить чистоту крови, отправлялись за невестами на север или запад. А тамошние женихи, естественно, искали себе невест на юге и востоке. При таком раскладе, если говорить за сегодняшний день, получается, что все казахи в любом случае состоят между собой в родственных отношениях.
К такому выводу подводит сама логика исторических событий. Посудите сами: за столько-то веков оно само должно было так сложиться. И сегодня Казахия, можно сказать, – это один большой аул, в котором все кому-то кем-то да приходятся.
Если покопаться, любой может оказаться родственником даже самого президента! На этот счет бытует множество поговорок. Например:
«Қазақ жөн сұраса келе, қарын бөле болып шығады».
Переводится примерно так:
«Если казахи начнут наводить справки друг про друга, то окажутся кровными родственниками».
А еще:
«Бір көрген – біліс, екі көрген – таныс, үш көрген – туыс».
То есть
«Увиделись раз – познакомились, встретились во второй – подружились, в третий, считай, породнились».
Еще говорят:
«Сұрай берсең қатының – қарындасың».
Смысл:
«Не вздумай устраивать допрос своей жене, а то она окажется тебе сестренкой».
Поэтому впору задаться не очень приятным и, пожалуй, самым главным на сегодня вопросом:
«Если мы все друг другу родственники, то почему до сих пор не можем ужиться?»
На этот вопрос существует ответ. Их даже несколько. И об этом в следующей главе.