В своей книге «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов утверждает, что традиция давать детям порой очень странные имена корнями уходит в глубокую древность.
Как только женщина благополучно разрешалась от бремени, пора было думать и над именем. Дело это, как вы сами понимаете, серьезное и весьма ответственное. Не зря же говорят – как корабль назовешь… И тут я хотел бы сделать оговорку.
Все мы знаем, что каждой эпохе соответствуют свои имена. У каждого периода свой актуалитет. Но есть у меня на этот счет одно сомненьице…
Видите ли, в чем дело. За все то время, что я прожил среди моих единокровников, мне приходилось иной раз сталкиваться с такими ситуациями, от которых потом кругом голова. Я имею в виду фантазии насчет имен.
Казахи по этой теме выдумщики непревзойденные. Надо ли говорить, что в этом негласном турнире мы также впереди планеты всей. Мало кто может сравниться с нашими доморощенными криэйторами. И это тоже не случайно: история вопроса имеет глубокие корни и уходит в тьму веков.
К примеру, все вы наверняка слышали про эпос «Кобланды-батыр». Это выдающееся произведение, дошедшее до нас благодаря знатокам народного фольклора.
Первым его перенес на бумагу Ибрай Алтынсарин. А вообще существуют разные версии этого героического эпоса. Если я не ошибаюсь, их около тридцати. Но сейчас не об этом.
Почему за южный юмор северные казахи могут и челюсть сломать — вся правда о национальных традициях
Знаете ли вы, что в этом замечательном произведении есть персонаж по имени Көтібар. Если переводить буквально, то получится – «У него есть задница». (Вот такое вот архаичное имя.) То, что с этим у Көтібара все в порядке, никто и не сомневался. Но почему его так назвали?
Не нужно думать плохо. Весь смысл в том, что у всякого настоящего джигита, говоря прямо и без прикрас, должны «быть яйца». То есть он должен быть духовой и у него должен быть характер. А у батыра тем более. Вот и назвали. Просто заменили одно на другое: яйца – на задницу. Мне кажется, что замена получилась вполне адекватной. Во всяком случае менее вызывающей.
Что характерно, имя прижилось и пошло в народ. У эпического героя появились затем реальные прототипы. Один из них – знаменитый батыр Көтібар Бәсенұлы. Участник народно-освободительного восстания под руководством Срыма Датова. О нем еще упоминал в своей пьесе «Айман-Шолпан» Мухтар Ауэзов. Так что родительский посыл оправдался. Мальчик вырос героем.
Вообще, как уже было сказано, казахи издревле специально называли своих детей не очень благозвучными именами. Делалось это ради того, чтобы улизнуть от проделок нечистой силы. Чтоб она не зарилась.
Кстати, мы до сих пор остаемся суеверными. По всякому поводу. Мы верим во все подряд. В сглаз, в дурное слово, в грязную похвалу, в ведьмино проклятие, в шайтана, сайтана и т. д.
https://365info.kz/2021/09/karikaturist-murat-dilmanov-gde-gran-mezhdu-iskusstvom-i-pornografiej
Что касается новорожденных, мы придумывали массу уловок, чтобы запутать следы и обезопасить их. Мы их «продавали», «покупали», «воровали», «маскировали» и прятали. Кроме того, младенцев принято было всячески хулить:
«Фу, какой он некрасивый», «Фи, какая страшная», «Дрянной мальчишка», «Тьфу на тебя»…
Не дай бог умилиться и засюсюкать. Нельзя этого делать! Нечистая не дремлет.
Бытовал еще способ придумывать «обманные» имена. Такие, чтоб не только демоны, но и люди не покусились. Это лишний раз подтверждает то, что казахи весьма тщательно размышляли над данным вопросом. Даже в поздние времена, ближе к нашим. Каких только не приходилось мне слышать!
Там не то что люди не позавидуют, там даже злые духи расстроятся. Ну вот, например. Училась с нами в универе одна девочка. Аккуратная, прилежная, улыбчивая. Все ее звали Ора. С ударением на первую букву. Ну, хорошо. Пусть Ора. Мало ли как не сокращают имя для удобства. А однажды мне случайно попалась на глаза ее зачетка. Там было написано «Базаркулова Орындык».
Орындық – это стул. Просто стул. В чем тут тайный смысл, я в замешательстве до сих пор. Наверное, родители решили, что злые духи не покусятся на мебель и оставят ребенка в покое. И в самом деле – зачем им стул?
А что вы думаете насчет Летчиков, Солдатов, Сержантов, Капитанов, Генералов, Маршалов, Талантов, Гениев, Идеалов, Гегелей, Меркуриев, Араратов? Это все имена казахов. Неожиданно слышится, не правда ли? Особенно для собственно казахского слуха.
Есть еще целый ряд имен с географическим наполнением. Я лично знал Мадрида, Парижа, Марселя, Памира и Белграда. Сейчас дружу с замечательным человеком по имени Берлин. Обращаюсь к нему уважительно – Берлин-аға, поскольку он старше. Красиво звучит! Берлин-аға.
Просятся на язык, раз уж пошла такая пьянка, Лондон-аға, Сеул-аға, Мумбай-аға… Цинцинатти-тәте. А что? Почему бы и нет?
Отечественному туризму не нужны пятизвездочные отели: ноу-хау ВКО
Есть еще «именные» имена: Сунь-Ят-Сен, например. И целый ряд тематических: Карлмаркс, Лениншіл, Эрнест, Шмидт, Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин), Полас (Пушкин-Островский-Лермонтов-Абай-Сабит)…
Надо полагать, что Сабит – это писатель Сабит Муканов. Приятно, что он вдруг оказался в одном ряду с классиками русской литературы.
А вот еще. Моего родного дядю звали Тельман. Хороший был человек. Известный писатель, журналист. Тельман Жанузаков. Жалко, рано ушел. Многие его помнят. У нас по соседству жил пацан по имени Таран. Ниже их, по той же улице, бабушка Шәйнек-апа. В соседнем поселке жил мальчишка по имени Танк. Отца его звали Партизан. Получалось вполне себе логично – Танк Партизан-ұлы…
У меня есть в книге «Мелочи жизни» рассказ про чабана по имени Эпизод. Одного из его сыновей, помнится, звали Кадыр (произносится Кадр). В документах писался «Кадыр Эпизод-улы». А сколько мне приходилось слышать про Комбайнеров, Тракторбеков, Колхозбеков, Совхозбеков, Мәскеубаев, Тәшкенбаев, Сайлау (выборы)…
Правда, все эти имена сегодня вышли из моды и перестали, так сказать, соответствовать эпохе. Зато нынче пошли другие имена. Миллионер, например. Чем вам не имя? Красиво же! И актуально. – Девушка, можно с вами познакомиться? Я Миллионер… Любая как минимум остановится.
Правда, Миллиардера пока я еще не встречал. Олигарха тоже. Труднопроизносимое, наверное, для казахского речевого аппарата. Как это будет слышаться? Әлеғарқ? Әлигарк? Әлеке? Мельәрдір? Не знаю. Но, как говорится, еще не вечер.
Есть имена политически выдержанные. К примеру, Саммитхан. В честь, сами понимаете, кого. Вернее, чего.
Школьные учебники: как хиджаб стал национальной одеждой казахов — обзор казСМИ
Бельгер мне говорил, что слышал от кого-то имя Влавлапут – Владимир Владимирович Путин. Может быть и есть такой, но что-то я сомневаюсь, что обладатель такого шикарного имени – казах. Хотя, вы знаете, если подумать, нечистая от такого имени точно шарахнется в сторону.
Нынче на них даже Сталин не так действует. Если следовать подобной логике, то можно как вариант использовать имя Влаволжир. Ну, сами понимаете, кто за ним стоит. Тогда-то уж демоны вообще забудут дорогу в ваш дом. Хотя, нет. Скорее всего, наоборот, почувствуют своего…
Теперь о родном и наболевшем. Согласно данным комитета статистики МНЭ РК, сейчас в Казахстане проживают 31 810 человек с именем Нурсултан. Из них девять родились очень вовремя и политически выдержанно, а именно 16 декабря 1991 года.
Именем бывшей первой леди Казахстана – Сара – названы 3 512 девочек… С именем Елбасы в стране проживают 35 человек. Девять казахстанцев нарекли именем Нұротан, 11 человек – Нұрлыжол, еще 53 живут с именем Бәйтерек. Еще трое носят имя Мәңгілік и двое – Ақорда.
Уникальное имя Атазаң в Казахстане носит один человек. Я лично ему втайне завидую. Что думают по этому поводу злые духи, ученые пока выясняют. Говорят, некоторые хитро улыбаются. Не ученые – а духи. Видимо, они озадачены.
И наконец, про совсем недавнюю историю. Звонит мне как-то Бельгер. Говорит:
– Представляешь, тут один казах из Талдыкоргана хочет назвать своего сына моим именем. Просит разрешения. Что думаешь?
– А что тут думать? – отвечаю. – Чем ваше имя хуже Нурсултана?
– Не знаю, – сомневается Гера-ага, – но как-то корявенько звучит. Сам посуди, что это за казах с древнегерманским именем?
– Замечательный казах, считаю! Всякие были, но такого точно еще не было. Пусть будет!
– Ты это серьезно?
– Ат-твечаю. Пусть всегда будет Бельгер.
И Гера-ага разрешил. Так на свет появился мальчик по имени Герольд. Фамилия Өтемұратұлы. Но на этом история не заканчивается.
Через два года у талдыкорганского Герольда появился братик, и счастливый отец снова связался с Гера-ага. Попросил разрешения назвать второго сына Бельгером. Гера-ага глубоко замолчал, потом почесал в затылке, тяжко вздохнул и… разрешил.
Теперь в Талдыкоргане живут два брата – Герольд и Бельгер. Наверное, уже подросли. Интересно, как они потом своих детей назовут?