Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

Отечественному туризму не нужны пятизвездочные отели: ноу-хау ВКО

4731

О том, что потенциал Казахстана как нового центра мирового туризма огромен, говорится лет 20. Более того, существует куча госпрограмм по развитию отрасли. Часть из них уже почили в бозе, не оставив о себе никакой памяти, а часть продолжают действовать, помогая не столько развивать отрасль, сколько рисовать красивые цифры.

При знакомстве с такими программами складывается ощущение, что составляли и утверждали их люди, не покидающие уютных кресел. То есть те, кто предпочитает проводить отпуск исключительно за рубежом, а о внутреннем туризме знают только из рекламных статей турагенств.

Например, описывая туристический потенциал Восточно-Казахстанской области, один уважаемый профессор из не менее уважаемого отечественного университета ссылается на Стратегическую программу развития отрасли до 2030 года.

Практически сразу автор сводит на нет все усилия казаться экспертом в этой области. Он пишет:

«Восточный Казахстан относится к благоприятным районам для развития туризма, т. к. характеризуется продолжительным и теплым летом (продолжительность теплого периода в области — с апреля по сентябрь)».

Любой восточноказахстанец скажет, что на большей территории региона комфортный сезон длится максимум 2,5 месяца. Снег может выпасть и августе. Поэтому утверждение «продолжительный летний сезон», это скорее измышлизмы турагентсв, продающих туры в ВКО, в частности на Алаколь.

Справедливости ради отметим, что сама стратегическая программа, о которой идет речь, была принята еще в начале 2000-х и уже трансформировалась в более краткосрочные программы. А свою статью о потенциале туризма профессор писал в 2006 году. Но понимание, что в высших эшелонах власти мало что знают о потребностях отрасли, никуда не делось.

Так, одной из приоритетных задач ныне действующей программы является строительство пятизвездочных отелей. Мол, именно это станет магнитом для иностранцев. Да и считают развитие отрасли исключительно по койко-местам, что является изначально неверной предпосылкой при разработке стратегических планов.

Чтобы узнать, в чем реально нуждается отрасль, достаточно выехать в «поле», в тот же Восточный Казахстан.

Вид из окна крутого отеля в Устькамане. Но вся природа где-то там, за рекой

Трудный выбор акимата

Как за один день познакомиться с туристическим потенциалом области? Этот вопрос если и не ввел в ступор областную власть, то по крайней мере заставил крепко задуматься. Действительно…

Что показать журналистам, чтобы понравилось? Очень хочется Алаколь. Там работу акимата буквально можно пощупать. Береговую линию облагородили, алакольский Арбат сделали, линии электропередач провели практически везде, водопровод еще не везде, но тоже провели. Да и новая дорога, значительно упрощающая жизнь автомобилистам-путешественникам, почти закончена. В общем, есть чем похвастать…

Но за день из Устькамана до Алаколя и обратно… если только на вертолете. Но вертолета у акимата на балансе нет.

Та же ситуация, в принципе, и с другими раскрученными туробъектами: Рахмановские ключи и старая Австрийская дорога, которую вроде бы строили пленные Первой мировой.

Здесь же гора Белуха, овеянная мистикой. С легкой руки знаменитого художника Рериха она уже давно стала местом паломничества. По одной легенде, где-то на горе есть вход в Шамбалу, по другой — это одна из мировых точек силы, обеспечивающая прямую связь с энергией Вселенной, по третьей — место рождения Будды, и так далее и тому подобное. Вплоть до транзитного космодрома НЛО.

Не спорю, интересно, но есть проблема: чтобы добраться до многих вкусностей области, нужна машина, и не абы какая, а реальный внедорожник, и желательно два. Вдруг застрянет. Да и времени минимум неделя, а лучше три. В общем, не подходит.

— Может «Жидебай-Борили»? — звучит неуверенное предложение. — В принципе, недалеко…

— Знаю, Жидебай является творческой Меккой поэта и мыслителя Абая. Большинство произведений он написал именно здесь. В состав комплекса входят музей-заповедник Абая, музей Мухтара Ауэзова в Борили, Дом-музей Абая в Жидебае и еще 16 исторических мест, которые расположились на более чем 6 тысячах гектарах, — цитирую по памяти. И спрашиваю. — То есть посещение комплекса нам раскроет потенциал области в развитии туризма и собственно планы акимата по его развитию?

— А знаете что, — оживился начальник управления областного туризма Марат Кабаков, — давайте поедем в Катон-Карагайский район. Там вы действительно увидите, как мы представляем основу будущего туризма в области… Только выезжать надо часов в 5 утра, далековато…

Дороги и подсолнухи

От Усть-Каменогорска до Котон-Карагая, условного центра района, примерно 350 километров. То есть максимум три часа по хорошей дороге. Но это по хорошей.

— Поедем через «серпантин», — говорит Марат Кабаков, — не очень хорошее место. Если вдруг авария, несколько часов пройдет, пока можно будет проехать. И это летом, а зимой так вообще просто опасно».

Подъем по серпантину по советской дороге для людей, далеких от гор, то еще испытание. Хорошо трафик слабый — пока поднялись, встретили всего две машины

— Но ведь транспортная инфраструктура — одно из первичных условий для развития туризма…

— Новую дорогу пробиваем сейчас, напрямую. Еще в 2017 начали строить, но возникли проблемы с передачей земель из лесфонда, территории-то у нас заповедные в основном. Передачу затянули, потом генподрядчик устал ждать и отказался. Сейчас, насколько я знаю, все бюрократические вопросы решены. Надеемся, в следующем году новая трасса точно откроется.

А пока мы едем по «советской» двухполоске, где любой обгон большегруза — тест на профпригодность водителя. Однако уже стали попадаться участки четырехполосной. И надо сказать, удовольствие от созерцания мелькающих за окном видов значительно повышается.

А созерцать есть что. Ландшафты меняются стремительно, не успевая надоесть. Лес, степь, горы и снова лес. Единственное, что надоедливо лезет в глаза — бескрайние поля подсолнухов. Много, очень много желтого цвета.

Мимо этого поля на скорости примерно 90 км/ч ехали минут 10

— У нас же два завода по переработке подсолнечника открылись, — объясняет Марат. — Раньше россияне подсолнухи скупали у местных фермеров, а сейчас мы покупаем в России, сырья не хватает. В этом году подавляющее большинство хозяйств засеяли именно подсолнечник. Сбыт гарантирован, цены высокие, всем выгодно.

Кадры и…

Едем уже часа два, а вот подобие придорожного отдыха для усталых путников встретилось лишь однажды. В конце серпантина, ну или в начале, если смотреть в сторону Устькамана.

— А смысл, — говорит Марат, — по сути дорога в Катон-Карагай не транзитная, количество жителей для такой территории сравнительно небольшое. Поэтому выгода для бизнеса от мотелей или придорожных кафе крайне сомнительна. Опять же, сезон короткий, а зимой и так невысокий трафик сокращается до минимума.

Затронув тему короткого сезона, Марат явно распаляется.

Невежливо перебиваю:

— Марат, нам еще долго ехать?

— До первой запланированной точки еще примерно час.

— И все это время вы собираетесь провести с удавкой на шее? — киваю на галстук. — Расслабьтесь, не в кабинете чай встречаемся, а если кто что скажет, кивайте на меня. Мол, журналист настоял, мол, встреча без галстуков, для правдоподобности.

Марат смеется, и стягивая галстук с пиджаком, возвращается к теме.

 — Ну, к примеру, вот хотим мы поставить здесь, — кивает на проносящуюся за окном березовую чащу, — пятизвездочный отель…

— А что, красиво, первозданная природа вокруг, — включаю адвоката дьявола.

20 этажей стекла и бетона где-нибудь на заднем плане будут выглядеть конечно эпично. Но экологи вряд ли обрадуются, да и природоохранные зоны кругом…

— Во-первых, вряд ли найдем инвестора. Они умеют считать деньги. И даже если цены задерут до небес и найдутся готовые платить, отель будет убыточным — слишком короткий сезон. А содержать его надо круглый год.

— Но можно же крытый бассейн поставить, спортивные залы, кинотеатр… Такой уютный круглогодичный функциональный курорт под крышей. Природа же никуда не денется.

— Даже не будем считать, во сколько обойдется такой курорт, и сроки окупаемости. Ну, если только лично не возьметесь доставлять сюда миллиардеров со всего мира.

От должности пиарщика открещиваюсь сразу.

— Согласен, супер-отель — утопия. Тогда что? Базы на 10-20 домиков?

— Базы это конечно хорошо, — вздыхает Марат, — но здесь другая проблема — кадры.

— А что с ними не так? Разве в области их не готовят?

— Готовят, есть в наших вузах такие факультеты. Но…

Кстати, не раз слышал, что местная пелядь — вкуснейшая рыбка, чуть позже убедился лично — не врали

Разговор продолжаем после короткой остановки. Уж больно завораживающий вид открылся на Бухтарминское водохранилище. Оно реально необъятное.

 — Вот вы построили базу, — говорит Марат, — наняли персонал, три-четыре недели обучаете, вводите в курс дела. Через полтора месяца закрываете сезон, сотрудников распускаете. На следующий год все по новой. Поскольку уже обученным сотрудникам за два месяца вы не заплатите столько, чтобы оставшиеся девять месяцев они жили безбедно.

То есть временная работа. Постоянная в сфере услуг — это в городских гостиницах, но не на базе. Поэтому, скажем так, качество туристических услуг зачастую и оставляет желать лучшего. Впрочем, качество — это проблема не только нашего региона.

…статистика

— Да и не единственная проблема, — продолжает Марат. — Например, владельцы туробъектов требуют: дайте цивилизацию. Проведите воду, ЛЭП, проложите хорошие трассы, чтобы людям было удобней и добираться, и отдыхать. Тогда, мол, и поток увеличится, а соответственно и налогов больше заплатим. Но сами же вставляют палки в колеса.

— Это каким же образом???

— А все дело в отчетах. Например, в прошлом году, по данным самих предпринимателей, на том же побережье Алаколя, которое относится к нашему региону, побывали порядка 140 тысяч туристов. По сравнению с предыдущими годами рост незначительный.

Я иду в маслихат, показываю эти данные и говорю — нужно выделить средства на ЛЭП или строительство хорошей дороги. Мне отвечают, а зачем? Направление популярностью не пользуется, есть более важные проекты…

— Логично, ведь направление популярностью не пользуется…

— А вот здесь самое интересное. В том же 2020 мы купили у трех сотовых операторов обезличенные геоданные. Если вкратце, не вдаваясь в технические подробности, мы увидели, сотовые телефоны скольких граждан и из каких регионов подключались к вышкам в районе Алаколя…

— И сколько же?

— Более полумиллиона человек!!! Чувствуете разницу? С реальными данными куда проще находить инвесторов под соответствующие проекты. А предприниматели сдают свои статотчеты по шаблону, который написали несколько лет назад, просто меняют даты. По крайней мере у меня сложилось такое ощущение.

— Лично я их понимаю — выше цифры, выше налоги, меньше прибыль.

— Я не говорю, что статистику они занижают чисто из вредности. Но этот факт вскрывает сам корень проблемы. Мы строим планы, разрабатываем программы и принимаем решения, основываясь на изначально неверных данных.

Вот туристов у нас считают по койко-местам. То есть человек зарегистрировался в гостинице, переночевал — и попал в статистику.

А если он заехал в регион на своей машине, ночует в палатке и покупает еду у местных жителей, он туристом не считается. Но тем не менее ему также нужна инфраструктура, хорошие дороги и оборудованные места для ночевок. Те же кемпинги. С заправкой и каким-то минимумом комфорта. Но под такие проекты деньги никто не даст, поскольку статистика говорит: такого туриста в природе не существует.

Продолжение следует…

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter