Экономический кризис в стране, грянувший после ухода США, стал дилеммой для мирового сообщества. Поддержать страну финансово — значит поддержать талибов?
Приход к власти талибов поставил Афганистан на грань экономического краха. США и другие западные страны заморозили активы центрального банка Афганистана на сумму более 9 миллиардов долларов и приостановили большую часть помощи.
Даже противники «Талибана» (организация запрещена в РК) согласны с тем, что первоочередная проблема совсем не в том, как жестко собираются управлять страной талибы. Более насущным является серьезный экономический кризис. Он грозит свести на нет все достижения национального строительства, которое финансировалось США последние 20 лет.
Как справиться с этим кризисом, серьезная дилемма для международного сообщества.
С одной стороны, отказ от разморозки афганских активов и прямой помощи может ввергнуть миллионы людей в крайнюю нищету. В свою очередь это спровоцирует массовый исход беженцев в страны Европы.
Три системные проблемы экономики Казахстана — эксперты Всемирного банка
С другой стороны, если открыть поток финансов в Афганистан, облегчая экономическое положение простых людей, это может укрепить режим талибов, многие из лидеров которых остаются под международными санкциями из-за их предполагаемой связи с терроризмом.
Ранее в этом месяце ООН обещала выделить 1 млрд долларов на гуманитарную помощь Афганистану, что намного превышает первоначальную цель в 600 млн. Однако большая часть этой помощи должна быть предоставлена неправительственным организациям и агентствам ООН, минуя администрацию «Талибана».
Причем эти деньги составляют лишь часть собственных резервов Афганистана, большая часть которых заморожена США и Международным валютным фондом.
«Если международное сообщество хочет предотвратить экономический коллапс, оно должно позволить центральному банку получить ограниченный и контролируемый доступ к его резервам. Это резервы, принадлежащие афганскому народу, а не помощь», — сказал Шах Мехраби, старший член совета директоров ЦБ Афганистана, работающий на этой должности с 2002 года и проживающий в США.
Он сказал, что если деньги не будут разморожены, в Афганистане
скоро могут закончиться лекарства, многие продукты питания, и придется нормировать топливо
«Вы хотите задушить страну. Почему? — задался вопросом г-н Мехраби. — Двадцать лет инвестиций пойдут насмарку, потому что нам не нравится режим? Но таким способом мы не причиняем вреда нынешнему режиму. Мы ввергаем простых афганцев еще в большую нищету».
Однако многие члены бывшего правительства страны не согласны с Мехраби. Например, бывший министр финансов Халид Пайенда, который покинул страну за несколько дней до падения Кабула.
Он считает: единственное, что международное сообщество должно делать, это направлять адресную гуманитарную помощь. Причем в обход талибов. По его словам, Запад должен удерживать замороженные средства. Это заставит новую афганскую власть придерживаться международных стандартов в области прав человека.
«Это единственный рычаг воздействия. Люди будут страдать. Но я надеюсь, талибы осознают, что отчаявшийся народ может восстать. Поэтому станут соблюдать принятые в цивилизованном обществе стандарты», — сказал он.
Сразу после захвата власти талибами цены на основные продукты питания резко выросли. Банки были закрыты несколько недель, а после открытия талибы строго ограничили снятие средств, чтобы защитить истощающиеся денежные резервы страны.
Кризис усугубляет еще и то, что в прошлом месяце десятки тысяч афганских образованных специалистов бежали из страны.
Олигархов от государства в Казахстане уже не отделить — политологи
Государственным служащим сейчас не платят, на работу вернулись лишь немногие из них. Бывшие полицейские и другие сотрудники служб безопасности не верят обещаниям талибов об амнистии, многие из них по-прежнему скрываются.
«Талибану» еще предстоит сформулировать политику по спасению экономики. Но они подчеркивают необходимость возобновления помощи от международного сообщества. И упирают на дипломатическое признание Исламского Эмирата Афганистан и легитимность нового правительства. Но пока ни одна страна мира этого не сделала.
Одна из частей экономики Афганистана, которая возобновила свою деятельность после захвата власти талибами, это обменный рынок Сараи Шахзада в центре Кабула.
Среди многих функций обменники Афганистана хранят деньги и предоставляют торговцам кредиты. А также обеспечивают переводы не только внутри страны, но и за границу через многовековую неформальную систему, известную как хавала.
В отличие от банковских переводов и услуг, таких как Western Union с их строгими правилами, хавала обеспечивает работающий способ быстрого перемещения средств в страну и из нее. Причем практически без каких-либо условий.
«Мы можем иметь дело с миром, не являясь частью мировой финансовой системы», — сказал Хаджи Дад Гюль, заместитель главы Сарай Шахзаде. Но даже обменники мало что могут сделать с нехваткой наличных внутри страны.
Бывшее правительство каждую неделю направляло в Сарай Шахзаде от 80 до 90 миллионов долларов для стабилизации национальной валюты афгани. Сейчас талибы не выделяют никаких средств. По словам Гюля, в Афганистане нет станка для печати денег, и нехватка наличных может быстро привести к полному экономическому коллапсу.
«Вы были здесь 20 лет и потратили два триллиона долларов. Вы утверждали, что хотите помочь афганскому народу, — сказал г-н Гюль, имея в виду приблизительную общую стоимость войны США в Афганистане. — Не уничтожайте все свои усилия просто так», — сказал он.