Долгосрочные последствия кризиса COVID-19 для экономики Казахстана до сих пор до конца не ясны, считают эксперты Всемирного Банка. Тем более, что пандемия ударила по и так невысокой производительности казахстанских предприятий.
Более-менее удовлетворительные результаты показывают только добывающие регионы, в остальных ситуация гораздо хуже. Для решений проблем аналитики ВБ предложили ряд мер.
Об этом говорится в докладе ВБ «Переломный момент кризиса COVID-19».
Окончание. Читайте также первую и вторую части.
Авторы доклада также проанализировали производительность отечественных предприятий и сделали неутешительные выводы: сейчас он низок по всем параметрам. Хотя в Национальном плане развития до 2025 года
рост производительности включен в число важнейших факторов экономического преобразования
— Рост производительности также позволит перейти на более высокий уровень в цепочке добавленной стоимости продуктов, создавать больше качественных рабочих мест, диверсифицировать экономику и усилить интеграцию с зарубежными рынками, — отметили эксперты.
Актуальности проблеме придает кризис COVID-19, так как
«краткосрочные последствия пандемии могут повлиять на долгосрочную траекторию роста производительности в стране»
Краткосрочные последствия пандемии для продаж и занятости в Казахстане, разумеется, отрицательны. Но с долгосрочными перспективами еще не все ясно.
— Например, шок, вызванный пандемией COVID-19, может отрицательно отразиться на потенциале компаний в результате необратимого воздействия на нематериальные активы, такие как доверие между покупателем и поставщиком, отношения между кредитором и заемщиком, работниками и работодателями,
для воспроизведения которых потребуются дополнительные новые невозвратные инвестиции
Более того, несмотря на то, что вызванные пандемией нарушения на стороне предложения и спроса могут заставить неэффективные компании уйти с рынка,
неясно, будут ли те компании, которые смогут пережить шок пандемии, продуктивными
И смогут ли они удержаться на рынке, учитывая, что у них могут быть другие свойства, которые не обязательно связаны с эффективностью. Например, влияние на рынке, способность получения ренты, и т. д, — говорится в докладе.
Теоретически рост производительности можно разделить на три составляющие:
Эксперты отметили, что уровень производительности в Казахстане начал снижаться в начале 2010-х годов. Проблема усилилась с наступлением экономического кризиса 2014 года,
когда упали цены на нефть, а следом курс тенге
— Данные на уровне предприятий подтверждают снижение ОФП (общая факторная производительность — прим.) в период с 2010 до 2015 года как в промышленном производстве, так и в секторе услуг. Однако в последние годы рост ОФП начал увеличиваться, возможно, вследствие восстановления цен на сырьевые товары, но пока еще небольшими темпами, — пишут эксперты.
С 2015 до 2018 года ОФП увеличилась на 1,1% в секторе промышленного производства, на 0,4% — в секторе услуг.
Самый большой рост — в добывающих Атырауской и Мангистауской областях (17 и 10% соответственно)
Но в среднем уровень остается низким.
Во Всемирном банке считают, что невысокие показатели связаны с тремя основными недостатками:
Причем как в промышленном производстве, так и в секторе услуг.
— В среднем, вклад модернизации предприятий (внутрифирменная составляющая) был слабым, эффективность распределения ресурсов низкой (межфирменная составляющая), вклад динамики входа-выхода ограниченным, — отметили аналитики.
Сейчас Казахстану надо улучшить все три составляющие, для чего решать уже системные проблемы. Срочные меры включают:
1. Устранение барьеров для конкуренции, чтобы более продуктивные предприятия могли расти быстрее.
— Ограничение регулирования товарных рынков является ведущим фактором эффективного распределения ресурсов между предприятиями. Система регулирования Казахстана (как она выглядит «на бумаге»)
значительно больше ограничивает конкуренцию, чем регулирование в странах Восточной Европы, входящих в ОЭСР, и в ОЭСР в среднем
Большинство ограничений связаны с искажениями, создаваемыми участием государства в экономике, особенно в виде государственной собственности в субъектах квазигосударственного сектора на рынках, где обычно жизнеспособно участие и конкуренция частного сектора, — говорится в докладе.
Кроме того, у частников не равные условия с квазигоссектором. На это влияют ограничительная политика госзакупок и использование механизмов ценового контроля.
2. Укрепление системы стимулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Для достижения этого аналитики Всемирного банка предлагают:
3. Укрепление инновационного потенциала предприятий. Даже если на рынке не будет искажений, роста производительности не будет при отсутствии у предприятий необходимого потенциала. Способность предприятий находить возможности, управлять связанными с ними рисками, определять стратегии роста, внедрять инновационные продукты или процессы зависит от их потенциала.
4. Пересмотр существующих программ поддержки бизнеса, чтобы обеспечить более благоприятные условия для устойчивого восстановления экономики.
— Простое расширение программ государственной поддержки, существовавших со времен глобального финансового кризиса, в лучшем случае поможет сохранить текущее положение в ближайшее время. Другими словами,
оно закрепит выживание неэффективных компаний
и концентрацию ММСП в отраслях с низкой добавленной стоимостью и низкой оплатой труда.
Таким образом, крайне важно провести оценку эффективности существующих программ. Это позволит определить программы, которые необходимо расширить, и программы, которые необходимо пересмотреть или даже свернуть, — считают эксперты.