Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как казахи боролись за чистоту крови — вся правда о национальных традициях

4100
Фото: manshuq.com

Нужно напомнить про одну важную вещь. Я про «Жеті ата». В переводе означает «Семь поколений». Об этом все слышали, но наверняка многое уже подзабылось. Хотя, по идее, каждый казах должен бы помнить свои семь колен. Зачем это нужно было?

За чистую кровь

В первую очередь, чтобы не допустить кровосмешения. Бытует установка «Жеті атасынан бері қыз алыспа». Мол, нельзя жениться, находясь в родстве до седьмого колена. В некоторых регионах существует запрет аж до десятого. Все мы знаем, чем кончилась эпоха фараонов, которые, наоборот, не допускали в свой круг чужаков. Братья женились на сестрах, а племянницы выходили замуж за своих дядьев (дядь, дядек… как правильно?). Ужас, одним словом.

Как казахи на свидания ходили — вся правда о национальных традициях

У нас не так. У нас принято было соблюдать чистоту крови. И надо сказать, это позитивно сказалось на здоровье нации. Как-то Калтай Мухамеджанов – большой казахский писатель и знаток народных традиций – говорил мне по этой теме, что казахи до двадцатого века не носили очков. Потому что кровь была сильной и здоровье крепким. Так он считал.

И девушки наши, к слову говоря, намного красивее, чем у других. Это тоже его наблюдение. На один квадратный метр Алма-Аты приходится самый высокий процент красоты в мире. Доказано в результате долгих прогулок в исследовательских целях по улицам города!

Что касается науки, то с точки зрения биологии срок в семь поколений как раз соответствует полному генетическому обновлению. Так что случайности здесь исключены.

Лирическое отступление о кочевой философии

Однако, как бы досадно это ни звучало, но и тут не мы первооткрыватели. Первым о семи коленах задумался в свое время основатель зороастризма Заратустра (перс. Спитама Зороастр). Он изложил свою теорию в «Книге предков». Там он обосновал, почему надо соблюдать это правило. Также он говорил, что каждое колено приходит в этот мир со своей миссией. И каждая миссия отражается далее на потомках. Проще говоря: «Натворишь делов при жизни – на детях и внуках аукнется».

Чем череп хана мешает строить казахское «технократическое» общество? — обзор казСМИ

Примерно то же самое говорили нам в ауле старики. И здесь мне бы хотелось на минутку отвлечься и рассказать кое-что о мировоззренческой философии кочевника. По большей части кочевники были фаталистами. Они верили в предназначение. В фатум. Так оно повелось еще со времен саков.

Но в обиходе историю степи условно принято делить на до- и послеисламский периоды. Религия с Востока внесла, конечно, свои коррективы в жизнь и быт степняков, но все равно первичные установки работали всегда. И одна из этих установок заключалась в том, что

кочевник не обвинял в своих несчастьях свое ближайшее окружение

Он винил в первую очередь себя и потом уже – свою предысторию. Себя он винил за то, что недостаточно хорошо относился к своим соседям, к окружающей природе, к своим близким и дальним родственникам. Он мог винить себя даже за плохие мысли и неподобающие желания. А еще он мог грешить на своих предков.

То есть если настигла вдруг беда, это означало, что кто-то из твоих предков совершил в своей жизни нечто неподобающее. И по тяжести настигшего несчастья определялась примерная тяжесть изначального проступка. Другими словами, кирпич прилетел не случайно, и запустили им в тебя когда-то, давным-давно, не соседи и не враги, а свои собственные родственники.

Поэтому пока жив, веди себя достойно. Если не хочешь, чтобы судьба отыгралась на твоих детях и внуках, будь человеком

Иначе наказание неминуемо (кстати, всех касается!). Отсюда самым страшным проклятием считалось проклятие до седьмого колена. По-моему, в этом что-то есть. Я бы даже сказал, что в этих простых истинах содержится глубокая философия. Вот жаль только, перестали придерживаться этих правил. Забыли. А зря.

Установка на женитьбу

Но это так, небольшое отступление. Вернемся к вещам более приятным, к женитьбе. Когда стороны договаривались и сватовство считалось состоявшимся, сторона жениха преподносила родителям невесты ритуальный дар өлі – тірі (буквально мертвое – живое). Это означало в широком смысле клятвенное заверение:

«Мы чисты перед живыми и мертвыми, и теперь мы соединены узами родства».

Теперь жених мог посещать свою невесту в открытую, чтобы поближе познакомиться и произвести на нее неизгладимое впечатление.

Как казахи девочек воспитывали. Часть 1 — вся правда о национальных традициях

Конечно, проводя все эти красивые обряды и ритуалы, стороны не забывали и о сословных градациях. Существовала установка: «Тең теңімен, тезек қабымен». Если переводить буквально, то получается белиберда: «Равный с равным, кизяк с мешком». Но по смыслу означало, что гражданам брачующимся не следует путать берега.

Наиболее близкая поговорка на русском: «Каждый сверчок знай свой шесток». Или: «Какова баба, такова ей брага». Или: «Каков Ананья, такова у него и Маланья»… Ну, в общем, вы поняли.

И напоследок тем, кто решил жениться (или собралась замуж), в качестве небольшой справки будет нелишне знать, что сегодня казахи делятся на три жуза и не входящие в них еще четыре рода: Қожа, Төре, Сұнак и Төленгіт.

В Старшем жузе сто девять основных родов, в Среднем – восемьдесят восемь, а в Младшем – семьдесят семь. (Иногда сведения разнятся, но я беру за основу последние данные.) Получается, в итоге у нас двести семьдесят четыре основных рода.

То есть

шансы жениться или выйти замуж по старинным установкам достаточно велики. Так что всем удачи

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter