Говоря о степных традициях подбора второй половины, автор книги «Қарашаңырақ» затрагивает тему кочевой философии сохранения здоровой нации.
Нужно напомнить про одну важную вещь. Я про «Жеті ата». В переводе означает «Семь поколений». Об этом все слышали, но наверняка многое уже подзабылось. Хотя, по идее, каждый казах должен бы помнить свои семь колен. Зачем это нужно было?
В первую очередь, чтобы не допустить кровосмешения. Бытует установка «Жеті атасынан бері қыз алыспа». Мол, нельзя жениться, находясь в родстве до седьмого колена. В некоторых регионах существует запрет аж до десятого. Все мы знаем, чем кончилась эпоха фараонов, которые, наоборот, не допускали в свой круг чужаков. Братья женились на сестрах, а племянницы выходили замуж за своих дядьев (дядь, дядек… как правильно?). Ужас, одним словом.
Как казахи на свидания ходили — вся правда о национальных традициях
У нас не так. У нас принято было соблюдать чистоту крови. И надо сказать, это позитивно сказалось на здоровье нации. Как-то Калтай Мухамеджанов – большой казахский писатель и знаток народных традиций – говорил мне по этой теме, что казахи до двадцатого века не носили очков. Потому что кровь была сильной и здоровье крепким. Так он считал.
И девушки наши, к слову говоря, намного красивее, чем у других. Это тоже его наблюдение. На один квадратный метр Алма-Аты приходится самый высокий процент красоты в мире. Доказано в результате долгих прогулок в исследовательских целях по улицам города!
Что касается науки, то с точки зрения биологии срок в семь поколений как раз соответствует полному генетическому обновлению. Так что случайности здесь исключены.
Однако, как бы досадно это ни звучало, но и тут не мы первооткрыватели. Первым о семи коленах задумался в свое время основатель зороастризма Заратустра (перс. Спитама Зороастр). Он изложил свою теорию в «Книге предков». Там он обосновал, почему надо соблюдать это правило. Также он говорил, что каждое колено приходит в этот мир со своей миссией. И каждая миссия отражается далее на потомках. Проще говоря: «Натворишь делов при жизни – на детях и внуках аукнется».
Чем череп хана мешает строить казахское «технократическое» общество? — обзор казСМИ
Примерно то же самое говорили нам в ауле старики. И здесь мне бы хотелось на минутку отвлечься и рассказать кое-что о мировоззренческой философии кочевника. По большей части кочевники были фаталистами. Они верили в предназначение. В фатум. Так оно повелось еще со времен саков.
Но в обиходе историю степи условно принято делить на до- и послеисламский периоды. Религия с Востока внесла, конечно, свои коррективы в жизнь и быт степняков, но все равно первичные установки работали всегда. И одна из этих установок заключалась в том, что
кочевник не обвинял в своих несчастьях свое ближайшее окружение
Он винил в первую очередь себя и потом уже – свою предысторию. Себя он винил за то, что недостаточно хорошо относился к своим соседям, к окружающей природе, к своим близким и дальним родственникам. Он мог винить себя даже за плохие мысли и неподобающие желания. А еще он мог грешить на своих предков.
То есть если настигла вдруг беда, это означало, что кто-то из твоих предков совершил в своей жизни нечто неподобающее. И по тяжести настигшего несчастья определялась примерная тяжесть изначального проступка. Другими словами, кирпич прилетел не случайно, и запустили им в тебя когда-то, давным-давно, не соседи и не враги, а свои собственные родственники.
Поэтому пока жив, веди себя достойно. Если не хочешь, чтобы судьба отыгралась на твоих детях и внуках, будь человеком
Иначе наказание неминуемо (кстати, всех касается!). Отсюда самым страшным проклятием считалось проклятие до седьмого колена. По-моему, в этом что-то есть. Я бы даже сказал, что в этих простых истинах содержится глубокая философия. Вот жаль только, перестали придерживаться этих правил. Забыли. А зря.
Но это так, небольшое отступление. Вернемся к вещам более приятным, к женитьбе. Когда стороны договаривались и сватовство считалось состоявшимся, сторона жениха преподносила родителям невесты ритуальный дар өлі – тірі (буквально мертвое – живое). Это означало в широком смысле клятвенное заверение:
«Мы чисты перед живыми и мертвыми, и теперь мы соединены узами родства».
Теперь жених мог посещать свою невесту в открытую, чтобы поближе познакомиться и произвести на нее неизгладимое впечатление.
Как казахи девочек воспитывали. Часть 1 — вся правда о национальных традициях
Конечно, проводя все эти красивые обряды и ритуалы, стороны не забывали и о сословных градациях. Существовала установка: «Тең теңімен, тезек қабымен». Если переводить буквально, то получается белиберда: «Равный с равным, кизяк с мешком». Но по смыслу означало, что гражданам брачующимся не следует путать берега.
Наиболее близкая поговорка на русском: «Каждый сверчок знай свой шесток». Или: «Какова баба, такова ей брага». Или: «Каков Ананья, такова у него и Маланья»… Ну, в общем, вы поняли.
И напоследок тем, кто решил жениться (или собралась замуж), в качестве небольшой справки будет нелишне знать, что сегодня казахи делятся на три жуза и не входящие в них еще четыре рода: Қожа, Төре, Сұнак и Төленгіт.
В Старшем жузе сто девять основных родов, в Среднем – восемьдесят восемь, а в Младшем – семьдесят семь. (Иногда сведения разнятся, но я беру за основу последние данные.) Получается, в итоге у нас двести семьдесят четыре основных рода.
То есть
шансы жениться или выйти замуж по старинным установкам достаточно велики. Так что всем удачи