Ермек Турсунов в своей книге «Қарашаңырақ» предлагает рассматривать казахскую юрту как тему бесконечности и божественное инженерное просветление.
Ну что можно сказать нового о юрте? Все ведь в курсе. Это небольшой такой передвижной домик, в котором жили кочевники. Правильно. Но это слишком простое объяснение. Узкое. Оно явно нуждается в дополнениях.
Юрта – это прежде всего визуализированное представление степняка о космосе. Его модель мироустройства. Его Вселенная. Его компактная упорядоченная рефлексия на тему бытия.
Надо учитывать, что степняк по своей природе философ. И это логично. Дорога располагает к раздумьям, а кочевник все время в пути. И вот пока он ехал, он размышлял. Он вглядывался в окружающее его пространство и однажды решил своровать у природы ее лучший проект. И у него получилось.
Он смастерил себе дом из подручных средств: без стекла и бетона, без цемента и кирпичей, без арматуры и алюкобонда. Она ведь только на первый взгляд хаотична, природа имеется в виду. На самом-то деле в ней присутствует неповторимая внутренняя гармония. Свой незыблемый порядок. И уют.
Вообще, казахи не говорят «юрта». Мы говорим «киіз үй», то есть войлочный дом. Или просто – ұй. Когда-то нас так и называли – народ войлока. И
мы на собственном примере показали всему миру, что юрта на сегодня, пожалуй, самый экологичный вид жилья
В основе его биологически чистые материалы: дерево и шерсть. Больше ничего. Никакого тебе железа, никаких гвоздей, цемента, бетона, арматуры, никакой штукатурки и прочей малополезной ерунды.
Само слово «юрта», скорее всего, произошло от тюркского «юрт». Что в данном контексте не означает напрямую «народ». Тут больше в значении земля, стойбище. Казахский эквивалент – жұрт. Отсюда и атажұрт – земля отцов.
Чем казахов весь мир обидел — вся правда о национальных традициях
С юртой у казаха связано множество ассоциаций. Сравнений. Легенд и историй. Существуют сотни пословиц и поговорок. Сказок. И это тоже вполне объяснимо. Поскольку юрта – центр мира. Крохотная точка в бескрайнем просторе. Да и сам степняк – отдельная точка. Не случайно иносказательно казахи называют себя қара домалақ – черный кругляшок (шарик, катышек).
Юрта – это крохотная модель мироздания. Чтобы ее построить, первым делом брались за дверь – есік. Ее еще любовно называют сықырлауық. Буквально – скрипучка. Часто ее покрывали специальным орнаментом, украшали резьбой, чтобы она выглядела привлекательно и радовала глаз. Чтобы каждому проходящему мимо путнику захотелось бы заглянуть внутрь.
Порог у казахов (босаға, ақбосаға, алтын босаға) считался священным и воспринимался как граница между родным и враждебным, между своим и чужим, между внутренним и внешним.
Согласно древним поверьям, на пороге (и под порогом) располагался хранитель жилища. Дух предков. Он как бы защищал обитателей дома от всего дурного. Поэтому нельзя было наступать на порог, стоять на нем или сидеть.
Особенно ругали за это детей: считалось, что если они будут так делать, то потеряют родителей. В старину порог дома смазывали маслом, а косяки дверей – жиром. Чтобы дом не покидали достаток и благополучие. Доброе пожелание до сих пор выражают фразой «Босағаң берік болсын!» – «Пусть будет крепким порог твоего дома!»
Как аренда жилья изменилась в пандемию? Советы арендаторам
Считалось хорошим знаком, если гость спотыкался о порог, входя в дом. И плохим, если он спотыкался, покидая его. За этим очень следили, и выходящих стариков всегда поддерживали под руки. Специально наступали на порог, если хотели оскорбить. Или же выразить обиду.
Тем самым как бы давали понять, что больше никогда не переступят порог этого дома. Во как! И не нужно было никаких лишних слов: наступил на порог, постоял так и ушел.
Кстати говоря, у казахского дома множество иносказательных названий. Одно из них мне очень нравится: қарашаңырақ – отчий дом. С одной стороны, шаңырақ – это купольное отверстие, символическое изображение солнца, а с другой – святыня. «Шаңырағың биік болсын!» – говорят. Это иносказательное пожелание. Если переводить буквально, получится: «Да будет высоким купол (крыша) твоего дома». Но имеется в виду другое: «Да не покинет твой дом удача и радость!»
Степная демократия, или выборы по-казахски – вся правда о национальных традициях
Если кто-то женился и только что создал семью, говорили: «Шаңырақ көтерді» – «Поднял шанырак». Если же, наоборот, произошло горе: семья распалась, род прекратил существование или еще какая напасть приключилась, то говорили: «Шаңырақ құлады (қирады)», «Шаңырақ ортасына түсті». То есть упал шаңырақ, рухнул.
Поэтому шаңырақ – это не просто верхний остов дома, архитектурная деталь. Это еще и глубокое философское понятие. Смысловое. Сакральное. Ни в коем случае поэтому нельзя было пинать шанырак, бить его кнутом или плетью. Это расценивалось как вызов или оскорбление. И чем древнее был шаңырақ (а казахи любят все удревнять, особенно собственную генеалогию), тем он более почитался.
Поэтому его и называли қарашаңырақ, то есть черный. Прокопченный. Ведь со временем он и на самом деле темнел. Следовательно, он видел и пережил несколько поколений.
Шаңырақ передавали по наследству. Как правило, он доставался самому младшему в семье – кенже. Поскольку он оставался со стариками и становился хозяином – отбасы – Большого дома (Үлкен үй). Так, кстати, казахи называли родительский дом.
Продолжение следует…