Нур-Султан
Сейчас
16
Завтра
17
USD
427
+0.18
EUR
518
+0.55
RUB
5.94
+0.03

Как казахи невест встречали – вся правда о национальных традициях

1239
Фото: cosmo.kz

Когда караван невесты отправляли из родного аула, жениха оставляли. После драки, опустошенных карманов, вынужденного обжорства и других телесно-душевных мучений ему предстояли символические посиделки с новой родней.

Но он должен был в любом случае опередить ее. Встречали делегацию невесты,  опять же, шутками-прибаутками, песнями-плясками, шашу… (Драки на этот раз уже не было). А насчет шашу. Между прочим, тут есть что сказать.

Нюансы шашуметания

Видите ли, в чем дело. Из традиций прошлого шашу прочно закрепился в народном сознании. Символически сам обряд символизирует, если можно так сказать, манну небесную. Когда на молодых льется дождем божественная благодать. Как известно, во время торжества виновников принято осыпать сладостями. И монетами. Чтобы жизнь была сладкой и сытной.

Как казахи невест провожали — вся правда о национальных традициях

Традиция эта популярна и в наши дни. Однако, проводя ее, надо помнить, что делать это следует весьма осторожно. Без лишнего азарта. Не выкрикивая громких имен и не призывая в помощь духов предков. Особенно монеты. Да и конфеты тоже бывают разные. Попадаются размером с увесистый булыжник.

Во избежание недоразумений и в целях сохранности невесты с женихом нужно заранее сделать отбор конфет с монетами, определить их суммарный вес и только потом приступать к шашуметанию. И надо проследить, чтобы метанием занимались люди опытные и проверенные. Хорошо бы бабушки…

Помимо всего прочего

необходимо знать, что нельзя кидаться кусочками торта и остатками пирожных,

как это, к примеру, делается в некоторых дурацких американских фильмах с участием таких прожженных холостяков, как Ричард Гир и Джордж Клуни… Эти персонажи до добра не доведут. Они имеют отрицательную ауру, и с точки зрения казахской ментальности повторение американских традиций может привести к хаосу и неразберихе, а казахские дочки так и останутся незамужними.

Вывод в люди

Теперь дальше. После обязательного шашу невесту заводили в покои. Там ее ждал шымылдық. Не пугайтесь, шымылдық – это не хмурый мужик с грязными мыслями в голове. Это тонкая такая занавесочка в виде театральных штор (ширма). Невеста устраивалась за ней, как в игрушечном домике, и ждала. Нет, не жениха она ждала. Она ждала, когда все соберутся на пир.

А казахи, сами знаете, как собираются. Пока мужики все вымоют голову, причешутся, побреются и разгладят бабочки к смокингам, пока женщины выберут платье, туфли, пока накрасятся и напудрятся… А надо еще скот подоить, по сараям запереть, навоз в кучу собрать, детей всех умыть и уложить…

Как казахи на самом деле сватались. Часть 1 — вся правда о национальных традициях

Впрочем, возможно, я слегка утрирую. Но главное, что в этот день никто не работал. Всем хотелось отчаянно шаркнуть по душе и устроить небольшой такой забег в ширину! То есть всем хотелось немножечко праздника. Короче, когда все собирались, солнце уже клонилось к закату, и невесту наконец-то выводили на люди.

Выводили в торжественной обстановке. Правда, без гимна. Без труб. Фанфар тоже не было. Пел один, специально подобранный красноречивый и голосистый жырши (акын).

Нюансы знакомства с родней жениха

Эта песня называлась беташар (открывание лица) и условно делилась на три части. В первой части певец расписывал достоинства невесты, тем самым как бы знакомя ее с новыми родственниками.

Во второй части в незлобивой форме описывался устав, согласно которому невеста теперь должна будет жить. То есть буквально –

Как казахи девочек воспитывали. Часть 1 — вся правда о национальных традициях

«не хмуриться, не грустить, не киснуть, не сплетничать, не читать желтых газет, не смотреть бесконечные сериалы, не пялиться в сотовый телефон, не чатиться с подружками, не зависать на тупых сайтах, постоянно светиться лучезарной улыбкой, быть послушной, немногословной, трудолюбивой, пахать по дому и так далее» («так далее» – самый важный раздел.)

В третьей части своей ознакомительно-познавательно-информативно-дидактической песни жыршы представлял невесте ее новую родню. А невеста все это время пряталась за вуалью (фатой, платком, покрывалом). И пока жырши пел, она должна была кланяться. Кланяться тому, о ком пел жырши.

А пел он, опять же, не легкомысленную «астанадажоқжоқ» и не банальный «негеменітүсінбейсің». Он представлял невесте всех ее новых родственников и о каждом говорил только в превосходных тонах. Понятное дело, о плохих качествах и некоторых щепетильных моментах жырши благоразумно умалчивал. Хотя, если по-честному, он мог, конечно, вставить пару куплетов о невозвратных кредитах или об уголовном прошлом какого-нибудь «брәтішке» жениха, но он этого не делал.

Петь принято было только о хорошем. Даже если его было мало. Но певец на то и певец. Он должен был заранее все пробить и разузнать, если нет, то поднатужиться и найти и потом уже как следует подготовиться и воспеть. Да так, чтобы и тени сомнений не оставалось. Чтобы каждый, послушав, подумал: да это самая классная семья в округе! Повезло же невесте!

Как только певец произносил новое имя, невеста делала грациозный книксен, и в этот момент слегка приподнимался уголок ее платочка. Это она как бы посылала воспетому господину (-динше) привет – сәлем. И в этот самый момент воспеваемый (-емая) родственник (-ца) должен был выкрикнуть во всеуслышание, что он дарит невесте.

И люди должны были сделать большие глаза, выпучиться, восхититься, защелкать языком и обхватить голову руками. Или же, наоборот, выразить недовольство продолжительным гулом и свистом. Это если родственник попадался скупой и зажал.

О доле степного жениха — лирическое отступление

Между прочим, когда-то кланялись женихи. Правда, такое происходило задолго до свадьбы. В период выплаты калыма. А иной раз случалось так, что сватовство растягивалось на несколько лет. Года на три примерно. Пока жених полностью не расплатится за свою невесту.

Десять казахов, которых знает вся Россия — обзор казСМИ

И пока он не стал ей законным мужем, он обязан был посещать ее урывками. И всякий раз привозить с собой подарки всем ее родным и близким. И кланяться. Всем, кто ему встретится в пути.

Обычно, зная о будущем визите жениха, родственницы невесты ставили ему юрту неподалеку от аула. Жених приезжал и кланялся тем, кто эту юрту собрал – тәжім по-казахски. Кланялся он и тем, кто мог от него потребовать проявить к себе уважение. А потребовать такое мог всякий (не только местный гаишник) или же всякая, что имели отношение к невесте. Вообще, жених должен был вести себя скромно и учтиво. Он должен был казаться робким и учтивым.

Ему нельзя было до свадьбы попадаться на глаза будущему тестю или теще. Завидев их, он стремглав бежал куда-нибудь подальше в кусты и замирал. Все то время, пока он находился в ауле невесты, над ним постоянно шутили. Его дразнили и задевали. Он даже питался отдельно. Его подкармливали украдкой сердобольные женгешки. За это он им отдельно приплачивал.

И все это время он должен был стойко переносить все эти издевательства и кланяться, кланяться, кланяться…

Кусок фаты на счастье

Сейчас я думаю: может и хорошо, что эту традицию у нас потихоньку забыли. И теперь кланяется только невеста. Ну и в самом деле – что с того? С нее же не убудет. Тем более, что всякий раз, когда невеста сегодня кланяется, ей преподносится көрімдік. (Мы уже знаем, что это такое. Гонорар за погляд.)

В этом смысле невесты, скорее всего, не против, если у жениха их оказывалось много. Родственников, я имею в виду. Ведь с каждым таким поклоном мысленно ведется подсчет, и гонорар растет в геометрической прогрессии.

Но, как бы то ни было, всему в этом мире наступает конец. Заканчивалась и песня беташар. Сегодня вторая и третья части этой ознакомительной песни поменялись местами. Теперь устав озвучивается последним. Жырши перечисляет права и обязанности невесты: какой ей теперь следует быть, что ей надлежит делать, а чего не делать, как себя вести, как наливать чай, как кипятить самовар, как украсить дом, как одеваться, как ходить, как садиться, как говорить, как молчать, и в красках описывает, какой прекрасной теперь будет у нее жизнь.

После разминки с беташар жырши грифом домбры приоткрывал лицо невесты. В некоторых регионах фату снимала матушка жениха. Обнимала-целовала, желала счастья и отдавала присутствующим женщинам на растерзание. Те рвали ее на части и уносили с собой. Фату я имею в виду, а не невесту.

Дома они обвязывали оторванным кусочком посуду, в которой хранился кумыс (шубат, айран, молоко, пепси-кола, самогон), и втайне желали: «Бие қысырамас». Это означало вкратце: да не усохнет вымя у нашей кобылицы, и да уродится у нашей коровы еще один теленок! Вот таким был этот обряд. Ну а потом начиналась сама жениховская свадьба.

О казахских женах — лирическое отступление

А свадьба для казаха – это вам не хухры-мухры! Для некоторых это самый настоящий смысл жизни. Интересно, что когда-то через несколько дней после свадьбы отец мужа или даже его дед надевал на голову невесты уздечку, брал ее под уздцы и водил вокруг дома. Этот обряд назывался жүгіну. Символически он означал, что девушка теперь «обуздана». То есть она теперь послушная и управляемая, а не то что некоторые…

Неуправляемых и непослушных жен казахи не любили и называли жүгенсіз. То есть беспредельщица. Отмороженная. Словом, косячница по жизни. И это был приговор. За это могли даже «спросить». Или просто развестись и отправить обратно, к родителям. Причем все ее приданое оставалось у бывшего. То есть залог был невозвратным. Но такое происходило очень редко и только в крайнем случае.

Обычно казахские жены были самыми лучшими женами в мире. Самыми послушными, самыми управляемыми и самыми терпеливыми. И это тоже научно доказанный факт. Хотите удостовериться?

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter