Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как казахи суженых искали. Вся правда о национальных традициях

642
Фото: wlooks.ru

Женились казахи согласно традициям. Случайности практически исключались, поскольку заключение брака считалось неизбежным, обязательным и в то же время жизненно важным мероприятием.

Думали, выбирали, с кем можно, с кем нужно, с кем не зазорно, а с кем даже необходимо породниться. Будущие родственники должны были отличаться качеством и количеством. Не возбранялись также лоск, блеск и приличное состояние. Никого бедные родственники не интересовали. Про них придумывали разные красивые сказки.

Сказки на новый лад — лирическое отступление

Например. Отправился как-то сын крутика на охоту. С друзьями и собаками. На караване «геленов». Все бронированные. Ну те, понятное дело, такие же балбесы, как и он сам. Друзья, я имею в виду, не собаки же. При этом у всех у них охотничьи причиндалы от Луи Виттона, фирменные седла от Гуччи и луки со стрелами с оптическими прицелами от Министерства обороны. Выехали, значит, и смотрят – кого бы безнаказанно убить и съесть. А там одна фифочка хворост собирает… Впрочем, нет, не хворост. Лучше кизяк. Так этнически точнее.

Как казахи девочек воспитывали. Часть 1 — вся правда о национальных традициях

Собирает она, значит, кизяк и чего-то там мурлычет себе под нос. Что-то из репертуара Макпал Жунусовой. Чтоб наверняка, сами понимаете. Это я к чему? Ну возьмите любой мотивчик из ее репертуара. Там все маркетинговые ходы очень тонко просчитаны: любой степной повеса ведется уже со второго куплета.

Поет, значит, эта собирательница кизяка, расфуфыренная, конечно, во все блестящее и кричащее с Жаркентской барахолки, и ни о чем таком не думает. А тут – ба-бах! – сам Борсыкбай, сын Мысыкбая, на коне с арабской родословной.

Ну и там дальше вы уже знаете, как событиям положено развиваться…

Разведчик  — должность стратегическая…

Поэтому, чтобы ничего подобного не произошло, родители старались оградить. Мне думается, что эта самая живучая традиция. И по сей день многие дальновидные родители женят своих сыновей и выдают замуж дочерей с учетом всех сопутствующих интересов. Хотя… как сказать. Иногда случаются сбои. Иногда что-то идет не по сценарию.

Но мы сегодня говорим о типичном. Так вот. Обычно перед тем как ехать свататься, отец жениха отправлял в аул потенциальной невесты жаушы. Так называли разведчика, который должен был изучить обстановку. Узнать, что да как, ну и почем заодно.

Конечно, это был опытный во всех смыслах диверсант. В его обязанности входило выяснить, насколько отец невесты богат, насколько родовит, какое место занимает в обществе, какой род представляет, в каком окружении живет и вообще – какого полета птица.

Не все национальные традиции приемлемы в современном мире — обзор казСМИ

Приехав в дом невесты, жаушы вел себя демонстративно беспардонно. Одет он был показушно вызывающе. Нарочито неряшливо. Это был своеобразный знак: люди поначалу напрягались и пытались высчитать, кто это к ним явился и с какой целью. Неужели от самого Баке? (Саке, Жаке, Токе, Боке… варианты).

Далее жаушы заходил в дом невесты без предупреждения и проходил на почетное место – төр – без приглашения. Валился на подушки и ждал.

В обычной жизни так не поступали. Хамство в степи осуждалось. За это могли и побить

Но тут такое дело…

.. и опасная

Домочадцы начинали суетиться и обхаживать нежданного гостя. Поили, кормили, развлекали и всячески старались понравиться, заодно показывали ненароком подросшую свою дочурку и ни словом не попрекали за столь «некультурное» поведение. Таким вот манером этот самый жаушы мог проваляться на подушках дня три. А то и четыре. В крайнем случае пять. Все зависело от его аппетита и врожденной наглости.

Потом он наконец начинал, к всеобщей скрытой радости, собираться в путь. И если его все устраивало, он незаметно оставлял под ковром шило. Это означало, что невеста ему понравилась. Хозяева «нечаянно» находили это шило и дарили ему шеге-шапан. Это что-то вроде халата. Но это только в том случае, если хозяин готов отдать дочку замуж. Если же он не хочет или передумал, то и халата никакого не видать. А найденное шило он мог воткнуть разведчику в… Ну, сами понимаете, куда. Хотя нет. Шило прятали. В хозяйстве все пригодится.

Камча как знак согласия

По возвращении жаушы в свой аул люди также смотрели, в какой одежке их засланец вернулся. Если на нем новый чапан, значит, его можно поздравить с дипломатической победой. Ну а те, кто его непосредственно посылал, естессно, должны были его отблагодарить. Они также подносили ему подарки. Так что удачливый жаушы имел навар с обеих сторон. В некоторых случаях жаушы делал подношение родителям девушки – қарғыбау (переводится как ошейник).

Выборность акимов поможет возродить сёла и побороть теневую экономику — Айдос Сарым

Символически это якобы означало предложение «обуздать невесту». Если қарғыбау принимался, можно было отправляться на основные переговоры по сватовству. Для этих целей снаряжалась целая делегация. Возглавлял делегацию бас құда – верховный главнокомандующий. Войдя в дом невесты, он вешал свою камчу (плетка) на видное место. Это означало, что он прибыл с самыми серьезными намерениями.

Хозяин видел эту камчу, и если его что-то не устраивало, он снимал плетку и возвращал ее – очень вежливо – хозяину (қамшы қайтару). Если все нормально, то он ее не трогал. В степи, как уже было сказано, не принято было отказывать прямо. Да и вообще нельзя было разговаривать в лоб. Все изъяснялись намеками и, как правило, начинали издалека.

Непосредственно к сути подбирались не спеша, обходными тропками и дальними перелесками. Так, чтобы не обидеть и не задеть. При возврате плетки сваты не должны были обижаться. Они тоже вежливо кланялись: нет так нет. И возвращались домой ни с чем. И принимались искать другой вариант.

Кто ниже скачет, та невеста

В этой связи я вспоминаю один интересный эпизод к сценарию фильма «Монгол», который мы обсуждали с Сергеем Бодровым-старшим в период подготовки к съемкам.

Там есть такой эпизод. Отец Чингисхана – Есугэй-баатур (монг. Есүхэй баатар) – везет своего сына выбирать невесту. Чингисхану в ту пору девять лет. По древним степным понятиям самый подходящий возраст для столь ответственного дела. Правда, звали его тогда еще не Чингисханом, а Темуджином. Чингисханом и Потрясателем Вселенной он станет потом – когда порушит кучу городов и сел.

Как казахи на свидания ходили — вся правда о национальных традициях

Есугэй везет сынишку, чтобы подобрать ему будущую жену из олхонутского рода, но по дороге они случайно сворачивают в аул племени кунгират (каз. қоңырат). Там их шикарно принимают, как положено, с салютом и оркестром и, выяснив причину путешествия, предлагают посмотреть «местный материал».

Ну почему бы не посмотреть? Тут же было устроено дефиле из отборных қоңыратских красавиц. Их выстроили на полянке, и Темуджин пошел выбирать. А Есугэй, как человек многоопытный, выступил консультантом. Он подсказал сыну, что жену надо выбирать по ногам.

Но не так, как вы сейчас подумали. В те времена люди были умнее. И практичнее. Они выбирали не по длине. И не по симметрии. Есугэй так и сказал сыну:

«Имей в виду, чем крепче у женщины ноги, тем лучше мужчине».

Что в данном случае означало – чем короче…

Темуджин был послушным мальчиком и сделал, как папа велел. Красавицам предложено было попрыгать. На месте. Кто выше прыгнет, у той и шансов больше. Девочки принялись скакать и прыгать. Лучше всех получалось у высокой красивой девочки, чье имя история не сохранила, потому что Темуджину понравилась другая. Не такая прыгучая. И не такая высокая. Зато коротконогая!

Ее звали Борте, и она была старше Темуджина на два года. Отец одобрил выбор сына, и, как показало время, Темуджин не ошибся. Борте станет в будущем степной императрицей. И если бы не она, вряд ли Темуджин стал бы Чингисханом. Впрочем… Впрочем, кто его знает? А что если бы он выбрал более прыгучую?

Ну вы заценили, как в ранешние времена подходили к вопросам женитьбы! Как изобретательно. Нынче все сильно изменилось. Это я о критериях и оценках женской красоты. И прыгать уже не надо. А вообще, обмениваться невестами – это добрая старая традиция. Она была залогом мира и согласия. Не будешь же ты воевать со своей родней. А если случится так, что на твоих сватов наехал кто-то со стороны, ты был обязан выставить своих бойцов. Такая вот существовала круговая порука.

Продолжение следует…

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter