Об этом заявил дипломат, кандидат исторических наук Рустем Курмангожинов на собрании, посвященном памяти Болатхана Тайжана, пишет baq.kz.
Рустем Курмангожинов отметил, что лично работал в МИД с Болатханом Тайжаном — дипломатом по призванию.
«В советское время он много сделал для улучшения дипломатических отношений с зарубежными странами. Тогда дипломатия на арабском и китайском направлениях ценилась высоко, потому что было очень сложно изучать языки этих стран.
В 1964 году Болатхан Тайжан работал в посольстве в Египте. Для советской власти это было стратегическое место. Позже он дважды, во время гражданских воин, работал в посольстве в Йемене. Многое о его работе неизвестно, все было засекречено. Но я думаю, что именно он был посредником между лидером страны и оппозицией», — вспоминает Курмангожинов.
Сенат вернул в мажилис скандальный законопроект о юристах
По его словам, работая в посольствах многих стран, Болатхан Тайжан имел большой жизненный опыт. Рустем Курмангожинов назвал и других казахских дипломатов, которые много сделали для укрепления дипломатических отношений с арабскими странами в советское время. В арабском мире они чаще были в эпицентре хаоса, чем в Европе. Были и те, кто служил на африканском континенте.
«В 1960-е годы ситуация в Йемене была сложной, тогда был убит казахстанский дипломат Самат Сундетбаев, имя которого в историю советской дипломатии вписано золотыми буквами. При советской власти казахи были особенно сильными арабистами. Одним из них был шпион в арабском мире, генерал-лейтенант Уатхан Жетписбаев. Когда он умер, тогдашний представитель советской разведки Е. М. Примаков сказал:
«У нас никогда не было и не будет такого сильного специалиста.
По утрам Жетписбаев играл в теннис с королем Иордании и всегда был с ним рядом»,
— сказал Курмангожинов.