Вот уже 30-й год наша страна будет праздновать Наурыз, в долгой, тысячелетиями отмеряемой жизни которого переплетены история, культура, верования и языки многих народов.
Предыстория этого праздника начинается с архаических времен, когда пространство было единым Космосом, а время переживалось в циклической бесконечности. Сформировался же этот праздник в своем устойчивом значении с инвариантным названием Навруз, что в переводе с персидского языка означает «новый день», символизирующий рождение новой жизни в «осевую эпоху», когда человек начинает осознавать бесконечность мира и задумываться о сотворении всего сущего.
Можно предположить, что прародиной Навруза является не какая-либо страна, не какой-либо один народ и его культура, а человек и активно взаимодействующие народы эпохи, которая вбирала и генерировала опыт поколений, преображая его в духовно-символическую матрицу бытия.
Впрочем, феномен праздника вообще определяется ее теоретиками как «мерило человечности и один из источников упорядоченного бытия» (Лаврикова И. Н. Краткий экскурс в теорию праздника. Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. Вестник Челябинского государственного университета).
Как считает востоковед Ш. Шукуров,
«В истории мировой культуры существуют праздники, которые в силу сложившихся исторических условий их бытования переступают локальные границы своего этноса и религии. Они не мигрируют, а напротив, оставаясь в лоне традиции, вовлекают в свое энергетическое поле соседние народы и пришлые религии». (Шукуров Ш. Смысл, образ, форма. Статьи разных лет. Алматы, Дайк-Пресс, 2008).
Как на самом деле казахи невест воровали — вся правда о национальных традициях
С этим мнением трудно не согласиться. Праздник Навруз отмечается не только в Иране, Афганистане, Таджикистане, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Македонии, но и практически всеми тюркскими народами.
Наурыз издревле формировался в лоне культурной жизни как оседлых, так кочевых народов, принимая свои формы бытования в мифологически подкрепляемых тех или иных обрядах, верованиях, в художественно-прикладной и трудовой практике, музыкально-поэтическом творчестве, охватывая все сферы их духовно-практического опыта.
Значимыми фактами, свидетельствующими об общечеловеческой значимости этого праздника, является также и то, что в 2009 году
Наурыз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО
На 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта был объявлен Международным днем Наурыза.
И все же не оставляет в покое вопрос, почему этот праздник для многих народов до сегодняшнего дня животворен, не потерян в перипетии многих исторических перемен? Значит, есть в нем особая притягательная сила и универсальный смысл, который современность, правда, предельно упростив, ограничила значением «новогоднего празднества».
Казахстанцы в Корее: люди не хотят работать за 40 тысяч тенге — Смирнова
Ответ на эти вопросы не может быть простым, поскольку рождение народных праздников, как и самого феномена праздника – сложный процесс антропогенеза, культурогенеза, этногенеза, социогенеза, в единстве которых находит свое место и экзистенциальная природа человеческого духа, универсальность которого сопряжена с вопросами рождения и смерти, бытия и небытия и их производными.
Следует принять во внимание, что в каждой новой культурной эпохе инициационный элемент архаического ритуала подвергался трансформации, расширялся его семантической строй, наполнялся новыми значениями и смыслами, но не исчез окончательно, его след остался в потаенных глубинах структуры праздника.
Поэтому и в самой сути этого праздника кроется смысл «со-бытия» — «символического обмена» жизни и смерти,
как знака устремленности к бессмертию и вечному обновлению.
Но, к сожалению, современность такова, что в ней как соль в воде, растворяется исконный смысл многого из того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия и духовный стержень своей картины мира.
Праздники сегодня потеряли свой сакральный смысл и воспринимаются только как время развлечения. Хотя следует признать, что античная философская классика рассматривала их как «вид свободного время препровождения, праздность как свободу».
Алматинцы возмущены коммунальными квитанциями за март
Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека.
Праздник – время высвобождения от жестких правил социальных запретов и установлений той или иной общественно-политической, хозяйственно-экономической и порой даже религиозной системы (это особо очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, когда коммуникация снимает все социальные установки и где осмеянию могли подлежать даже служители церкви).
Признаем также, что современный глобальный мир экспансивно вносит свои коррективы в культурные смыслы, предлагая человеку выбор комфортного существования в мире превратно понятой свободы.
Что означает «иметь возможность производить что угодно, иметь что угодно, потреблять что угодно и трансформироваться во что угодно», как написал бы об этом современный французский философ Ж. Бодрийяр. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях?
В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями в большей мере критического настроя,
где в основу природы праздника кладется принцип свободы.
Понимание свободы сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Хейзинга – автор игровой теории культуры. По его убеждению, сама современная культура перерастает в «фальшивую игру», то есть многие культурные формы начинают выполнять симулятивные функции с потерянным смыслом. Ибо «перенасыщенный мир обречен на инерцию». Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений.
Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник. И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости.
Важной сущностной характеристики праздника является и то, что «переживая упадок в отдельные периоды истории, этот элемент культуры не исчезает совсем». Так, Наурыз, празднуемый в Казахстане, имеет свою драматическую историю: в 1926 году он был запрещен как враждебное наследие и культурный пережиток.
Тем самым народный праздник был насильственно изъят из культурной жизни. А следовательно,
был предан забвению целый пласт народной памяти, его ценностные ориентиры и духовный стержень
Ибо долговечный народный праздник – это всегда символически означенное средоточие духовно-эстетического, мировоззренческого, экономического, хозяйственного и экологического опыта народа.
Это также особая форма коммуникации, поднимающая человека над обыденностью, возвышающая его добродетель, передающая каждому новому поколению жизнеутверждающую эстафету бытия.
С момента запрета Наурыз всенародно не праздновался вплоть до 1988 года. Естественно, это влекло за собой потерю целостного понимания смысла этого праздника и, более того, отчуждения нескольких поколений от ключевых элементов своего культурного наследия.
Законы надо делать социально ориентированными — Казначеев
Тем не менее народная память сохраняла и поддерживала некоторые практические навыки, сопровождающие празднества Наурыза: приготовление ритуальных блюд (наурыз-коже), исполнение обрядовых песен (жарапазан) и другие обрядовые действа в их региональном исполнении. К примеру, практикуемый в западном регионе Казахстана день Көрісу (приходится на 14 марта), который предваряет все праздничные события Наурыза.
Следует заметить, что этот день как составляющая праздника Наурыз иллюстрирует еще одну важную особенность феномена праздника, унаследованную функцию архаического ритуала — социальное упорядочивание путем коммуникативного структурирования.
Свое официальное признание праздник Наурыз приобрел в марте 1991 года, когда вышел Указ Президента Казахской ССР «О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы».
Этот праздник удивительным образом, искони символизируя рождение нового дня и обновления, в своем возрождении в независимом Казахстане проецируется на смысл рождения новой страны. Для молодого поколения, поколения рожденных в независимом Казахстане, он уже вполне органично вписан в календарь общенациональных праздников.
Из года в год, начиная от робких шагов первых лет празднования Наурыза, накапливая знания о нем, изучая и собирая культурно-исторические сведения о нем,
казахстанцы постепенно приходят к потребности понимания его значения и значимости
Безусловно, важнейшим фактором укрепления жизнеспособности праздника Наурыз в нашей стране является общегражданская устремленность и прилагаемые усилия сообщества по возрождению и укреплению его в общественном сознании и в практике его празднования.
Этому способствуют и активизация интеграционных процессов в сфере культуры, расширение международного сотрудничества Казахстана со странами, народы которых празднуют Наурыз.
Это сотрудничество соответствуют духу самого праздника, основными принципами которого являются устремленность к установлению долговечности братства, дружбы, добрососедства и взаимообмена.
Следует отметить, что ратификация Республикой Казахстан в 2011 году Международной Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия» (2003 г.) открыла возможность Казахстану присоединиться к многонациональной заявке (Азербайджан, Афганистан, Индия, Ирак, Иран, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Турция, Узбекистан) на внесение элемента «Наурыз. Традиция празднования» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В соответствии с основными Положениями этой Конвенции государство-участник признает нематериальное культурное наследие «важнейшей составляющей частью национальной культуры, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений».
Конвенция также обязывает принятие мер по обеспечению наследия жизнеспособности: идентификация, документирование, исследование, сохранение, защита, популяризация, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение его различных аспектов.
Многое уже сделано для возрождения праздника Наурыз в нашей стране, но многое еще предстоит изучать, исследовать и реализовывать. И это важно, поскольку Наурыз – средоточие целого комплекса культурного наследия народа: знания о мире, верования и представления, картина мира, смыслы и история, традиции, язык культуры, эстетические и этические ценности и т. д.
Но главное – устоять от соблазна смоделировать праздник Наурыз в рамках единственно выбранной концепции или установления какой-либо его предпочтительной функции. Идет динамический процесс его восстановления, накопления знания о нем, осмысления. Праздник Наурыз как река, воды которой, наполняясь впадающими в нее ручейками, сама прокладывает свое русло.
Профессор кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин»
Казахской национальной консерватории имени Курмангазы,
Доктор философских наук
Альмира Наурызбаева