В обществе назревает недовольство, которое еще и усугубляется карантинными мерами, считает политолог Максим Казначеев. Сейчас основной акцент власть должна сделать на социальную составляющую — в частности, при разработке и принятии законов.
— Максим, прошло уже достаточно времени с последних выборов в мажилис. Уже можно как-то оценивать новых депутатов?
— Оцениваю на самом деле достаточно позитивно. Вошедшие в новый созыв депутаты демонстрируют куда большую активность, чем предыдущие. По крайней мере
пытаются активно работать в публичном пространстве, в том числе и в социальных сетях
Теперь появилась возможность более детально отслеживать и оценивать внутримажилисовские дискуссии. Хотя делать какие-то оценки пока рано, на результатах работы это сказаться еще не успело. Но тенденция позитивная и с этим связаны большие ожидания.
— Какие именно ожидания?
— Как мне представляется, обсуждение законопроектов и итоговое принятие законов должны в большей степени проходить под социально ориентированной риторикой. Особенно в условиях карантинных мер, которые необходимо преодолевать и в 2021 году. Кроме того, сейчас участились митинги различных трудовых коллективов.
Адвокаты возмущены отменой митинга: «Постановление Бекшина против нас!»
Рабочие требуют повышения зарплаты и так далее. Наиболее резонансными стали выступления нефтяников в западных областях.
То есть сейчас на первом плане спрос на социальную проблематику. Думаю, что при разработке и принятии законов упор надо делать именно на это.
— Депутаты прошлого созыва в своих запросах тоже частенько поднимали социальные проблемы. Вот только конкретных результатов чаще всего мы не видели. Многие считали, что для авторов запросов главным было заявить о себе. А что потом — уже неважно. Сейчас поводы думать иначе?
— Это на самом деле и есть самый большой вопрос. Ожидания-то есть, и большие, но выводы пока делать рано. Действительно, необходимо все доводить до конца и социальную тему прорабатывать более качественно и более активно.
Новым депутатам необходимо не только заявить о себе, но и работать на перспективу. То есть с учетом следующего избирательного цикла.
— Кстати, в последнее время несколько раз звучали предложения отходить от партийно-пропорциональных выборов и возвращаться к мажоритарной системе. То есть по округам, когда голосуют не за партию, а за конкретную персону. Или хотя бы к смешанной.
— Возвращение к мажоритарной системе слишком сильно изменит всю существующую парламентскую систему. В частности, она позволит в целом упразднить сенат. Но Совет безопасности, который отвечает за выработку стратегических приоритетов развития, вряд ли одобрит такой сценарий. Нурсултан Назарбаев слишком долго выстраивал нынешнюю партийно-политическую систему, и думаю, что он пока не готов возвращаться назад, пусть даже и в смешанном сценарии.
— Вот сенат как раз тоже предлагали ликвидировать.
— Сейчас сенат выполняет функцию представительства интересов региональных элит. Если его упразднить, у этих элит теряется канал обратной связи с властью. Насколько я понимаю, основные центры принятия решений такой канал связи и взаимодействия с региональными элитами терять не хотят.
Выборы, которых никто не заметил, или зачем Казахстану партии?
— А почему его можно будет упразднять при мажоритарной системе.
— Тогда региональные элиты будут выходить в однопалатный парламент напрямую, выдвигая своих кандидатов по округам. Мы просто вернемся к ситуации Верховного совета образца 1995 года.
— Она что, действительно была настолько плохая?
— Если в 95-м году Нурсултан Назарбаев ее отменил, значит она его не устраивала. Отказ от однопалатного парламента у нас случился после конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти, то есть президента и Верховного совета. После этого в структуру законодательной власти решили «встроить» сенат, как стабилизатор, который будет блокировать активность нижней палаты.
— А в целом есть надежды на политические реформы? И вообще, нужны ли они в принципе?
— Власти никакие новые изменения сейчас не нужны.
Все, что хотели реформировать в партийно-политическом пространстве, было сделано в 2020 году
Тогда внесли незначительные и косметические изменения в законы о партиях, выборах, мирных собраниях и так далее. То есть что Акорда могла себе позволить, она уже сделала.
Проблемы и перспективы партийного строительства в Казахстане
Сейчас власть будет развиваться в этих рамках, которые сама себе и обозначила. Так что ожидать более-менее серьезных подвижек можно только в вопросах регистрации новых партий. Вопрос в том, как будет проходить насыщение партийного пространства новыми субъектами и их обкатка перед выборами акимов первичного звена.