Что предпринимают местные исполнительные органы и центральные ведомства?
Большинство водохозяйственных сооружений построены еще в 60-70 годы прошлого века. В срочном ремонте нуждаются более двухсот объектов. Фактический износ уже превышает 60%. По техническому состоянию объекты считаются повышенной аварийной опасности.
Это факты из депутатского запроса на имя премьер-министра Аскара Мамина. Группа мажилисменов интересуется, что будет сделано в 2021 году и насколько мы готовы к паводкам?
Депутаты напомнили, что с наступлением теплого весенне-летнего периода
возрастает риск чрезвычайных паводков в регионах
Наводнения — это одни из самых грозных природных и техногенных явлений, приводящих к большим экономическим потерям и человеческим жертвам.
В последние десятилетия на наших реках наводнения участились, что обусловлено:
Наибольший ущерб приносят наводнения на реках Сырдарья, Шу, Талас, Аса, Жайык, Жем, Сагыз, Торгай, Сарысу, Тобыл, Нура, Есиль, Иртыш, и их притоках.
Требуется принимать срочные меры для предотвращения опасных чрезвычайных ситуаций. При этом
необходимо учитывать опыт последствий прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище в Узбекистане в мае 2020 года,
когда и на нашей территории вода затопила десятки населенных пунктов, а ущерб населению и региону составил около миллиарда тенге.
— По информации уполномоченного органа показатели увлажнения почвы больше среднемноголетних значений на 26% в бассейне реки Есиль, притока в Астанинское водохранилище Акмолинской области; на 36% — в Северо-Казахстанской области, в бассейне р. Есиль, притока в Сергеевское водохранилище; от 16-50% — в бассейнах рек, притока в Каратомарское водохранилище и р. Тогызак Костанайской области; на 9% — в бассейне реки Нура, притока в Самаркандское водохранилище Карагандинской области, — перечислили депутаты.
Наводнения и паводки в Казахстане — итог человеческой глупости — ученый
Если будет слишком теплая погода и сильные дожди, по горным рекам юга, юго-востока и востока Казахстана могут пройти тало-дождевые паводки. И риск очень высок. Как и потенциальный ущерб. Только в Восточно-Казахстанской области 94 потенциально паводкоопасных населенных пункта, а в них 7 191 жилой дом.
— По данным многолетних наблюдений на метеостанциях,
в феврале, марте и апреле за сутки может выпасть месячная норма осадков
А это грозит возникновением опасных стихийных гидрометеорологических явлений, — утверждают подписанты.
Аким Туркестанской области Умирзак Шукеев еще в ноябре 2020 года на правительственном часе в сенате предупредил о возможном введении чрезвычайного положения на Шардаринском водохранилище вместимостью 5,2 млрд м3.
Депутаты напомнили, как в 2017 году обильные осадки привели к переполнению Шардаринского и Коксарайского водохранилищ. Возможности принимать воду в Арнасай тоже не было. Над Кызылордой нависла реальная угроза, в четырех районах было объявлено чрезвычайное положение.
Если ситуация с погодой повторится, под угрозой затопления окажутся населенные пункты Шардаринского, Отрарского районов и города Арысь на левом берегу реки Сырдарья.
От стихии пострадают более 60 тыс. жителей Туркестанской и более 200 тыс. жителей Кызылординской областей
Кроме Шардаринского водохранилища угрозу представляют устаревшие дамбы и плотины. В стране насчитывается 1 732 подобных ГТС на малых и больших реках, временных водотоках, водохранилищах, искусственных водоемах. Все они имеют различную ведомственную принадлежность и форму собственности.
Многие, подобно Кызыагашской плотине (катастрофа 2010 года), являются
потенциальными источниками чрезвычайного положения, особенно при прохождении весенних половодий и паводков
В 2017 году в четырех регионах страны — Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Актюбинской областях — оставить свои дома пришлось 4,7 тыс. человек. В зоне подтопления находились более 1 тыс. домов и дачных участков.
Паводки доказали: спасатели подготовились неплохо, акиматы — отвратительно
— Особую опасность представляют гидротехнические сооружения ввиду их аварийного состояния. Подавляющее большинство водохозяйственных сооружений построены в 60-70-е годы прошлого столетия, в настоящее время их физический и моральный износ составляет до 40%. В настоящее время в срочном ремонте нуждаются более двухсот ГТС. Фактический износ водохозяйственных объектов уже превышает 60 %. По техническому состоянию такие ГТС можно отнести к объектам повышенной аварийной опасности, — утверждают депутаты.
В конце запроса депутаты попросили ответить на несколько вопросов:
1. Какие прогнозы по паводковой ситуации на весну-лето текущего года имеются у Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства, акиматов областей и городов?
2. Какие меры профилактического, превентивного, подготовительного характера по минимизации воздействия ущерба паводков принимаются в регионах страны? Какие для этого предусмотрены материально-технические средства? Какое финансирование и из каких источников будет выделено на эти цели?
3. Проведена ли работа по мониторингу состояния и готовности гидротехнических сооружений к паводкоопасному периоду этого и следующих годов? Просим конкретизировать с указанием их количества по регионам, проведенным мероприятиям, состоянию и обслуживанию, а также поделиться планами по обеспечению безопасного режима эксплуатации ГТС.
4. Как при планировании противопаводковых мероприятий учитывается фактор действующих карантинных ограничений?