Специалисты считают, что ущерб мог бы быть значительно ниже — если бы на местах действительно провели весь комплекс необходимых защитных мероприятий.
По мнению Марата Шибутова, ведущего эксперта АО «Центр военно-стратегических исследований», хотя паводки еще не закончились, кое-какие выводы из происходящего можно сделать уже сейчас. В частности, о подготовке различных служб к чрезвычайной ситуации. Он полагает, что спасатели подготовились неплохо, Министерство по инвестициям и развитию, в чьем ведении находятся республиканские дороги, — похуже, а большинство акиматов так вообще оказались абсолютно не готовы.
— В первую очередь они должны были озаботиться строительством необходимого количества дополнительных дамб. Кроме того, убрать снег, предупредить людей, наладить мониторинг опасных районов и многое другое. Что нам грозят сильные паводки, было известно заранее, на местах обещали провести все необходимые противопаводковые мероприятия.
Но если бы это действительно сделали — негативные последствия и нанесенный ущерб были бы значительно ниже,
— уверен Шибутов.
Ужасные последствия паводков в Казахстане
В списке необходимых мер Марат Шибутов на первое место ставит возведение необходимого количества защитных сооружений. Какие-то дамбы в 2016 году действительно строили. По крайней мере, если верить официальным отчетам. Но после того как размыло дамбу в Атбасаре, возведенную в прошлом году за 200 миллионов тенге, их качество уже оказалось под вопросом.
— На сегодняшний день получается, опять мы все провалили, — печально резюмирует эксперт.
Во многих районах паводковые воды размыли дорожное полотно. Как полагает Марат Шибутов, это получилось по вине ответственного за дороги ведомства — Министерства по инвестициям и развитию.
— Видимо, не полностью очистили трубы для пропуска воды, которые находятся внутри насыпи. Во время паводков излишки должны сливаться через них, а не выходить на саму дорогу. Если не ошибаюсь, в феврале докладывали о том, что прочищено 49 процентов таких труб.
Получается, что до ста процентов эту цифру так и не догнали. Иначе столько дорог не затопило бы,
— уверен он.
При этом эксперт считает, что даже добротное строительство временных дамб, запасы мешков с песком в немереных количествах, взрывы льда и заблаговременный спуск воды в водоемах кардинальных образом на ситуацию не повлияют, поскольку «это все несистемные меры». Шибутов перечисляет, что
системные меры должны быть следующие:
Ранее, когда только начали приходить первые сведения о буйстве паводков, Марат Шибутов в статье утверждал, что уровень осадков будет только увеличиваться, поскольку Казахстан входит в полосу многоводных лет, когда увеличивается и сток рек, и количество дождей. Нисходящий тренд 2002−2008 годов сменяется восходящим с 2010 года, и когда он кончится, неизвестно.
— Основной природный риск для страны — это увеличение количества осадков как в виде снега, так и дождей
Платой за дополнительное увлажнение являются различные природные бедствия. На равнинах и реках казахстанского типа будет в очередной раз мощное половодье, которое станет для большинства сел, расположенных в их пойме, весьма и весьма неприятным. В горах снеговое половодье не так важно, а вот дожди могут привести к паводкам, оползням и самое плохое — к селям. Так что плотины и дамбы нужны, не говоря уже о давно назревшем выселении людей из водоохранных полос, — указывал он.
Особо Шибутов подчеркивал, что паводки — это особенность наших водных ресурсов. Точнее, наиболее распространенных по стране рек «казахстанского» типа, которые «имеют резко выраженное весеннее половодье продолжительностью менее одного месяца при таянии снега, редкие и непродолжительные паводки в весенне-осенний периоды за счет дождей».
— Посмотрим, как пройдет это половодье, каковы будут его итоги, — заканчивал тогда он свою статью.
Председатель экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов разделяет мнение, что к паводкам в этом году Казахстан оказался не готов, при этом ставя под сомнение даже и официальные отчеты.
— Отчитываться мы все умеем хорошо, но на деле слишком легкомысленно подошли к этим вопросам, причем не только власти, а весь народ, — утверждает эколог. — Население само плохо подготовлено. Например, многие дома строят в низинах, куда и приходят водные потоки. Овраги засыпают мусором — это тоже естественное место для движения воды.
Руководитель экологического союза согласен также и с тем, что ситуация будет усугубляться, и не только с паводками, поскольку проблема «гораздо шире и связана с изменением климата на Земле».
— На полградуса температура Земли поднялась — в итоге более мощные испарения в океанах. Там, где шли умеренные дожди, сейчас уже мощные ливни, затапливающие большие площади.
Те же паводки у нас будут только учащаться и усиливаться,
— говорит эколог. — Если кто-то думает, что после особо мощного паводка какое-то время будет передышка, то это не так — они будут только усиливаться.
Для минимизации ущерба от паводков Елеусизов предлагает в первую очередь тщательно изучать рельеф, чтобы заранее прогнозировать ход воды, тем более, что примерный маршрут уже и так известен.
— Пусть специалисты подготовят соответствующую модель, по которой и будут уводить воду от населенных пунктов. Для этого необходимо очищать овраги от мусора, очищать и углублять русла рек, и если нужно, строить еще что-нибудь. А самое главное — надо работать в этом направлении круглый год, а не за месяц перед ЧС, — говорит эколог.
Во вторых, считает Елеусизов, необходимо полностью исключить коррупционную составляющую, поскольку иначе вместо солидных плотин в наличии окажутся хлипкие сооружения, которые не смогут защитить от сколько-нибудь серьезного потока.
Разрушенная в Атбасаре дамба была построена в 2016 году
— Этим паводком смыло дамбу, которую построили только в прошлом году, — возмущается эколог, — значит деньги просто разворовали. Такое нужно исключить полностью и готовиться к следующим паводкам, которые будут сильнее предыдущих. Может быть как-то по другому строить дома, которые окажутся на пути предполагаемого маршрута движения воды. Или просто переносить в другое более безопасное место. В каждом конкретном случае надо искать свои решения, но заранее. У нас же просто мало что сделали. Наверное, надеялись, что в этот раз пронесет.
Нельзя сказать, будто нынешние паводки в Казахстане стали неожиданностью — о подготовке к сезону ответственные лица рапортовали долго и тщательно. Например, на прошедшем в конце февраля заседании правительства говорилось, что по итогам 2016 года выявился целый ряд проблем, начиная от огрехов планирования защитных мер и заканчивая недостаточной оперативностью уже непосредственно в условиях ЧС. На том же заседании назвали и регионы, в которых ожидаются паводки:
Специалисты к тому времени определили 918 населенных пунктов и более 1500 участков автомобильных и железных дорог, находящихся в зоне реального риска. За следующие месяцы о подготовке представители различных министерств и ведомств докладывали неоднократно. Наконец, 13 апреля председатель комитета по чрезвычайным ситуациям Владимир Беккер заверил, что страна к большой воде готова.
Когда эта вода все-таки пришла, оказалось, что нанесенный ущерб как-то великоват. Судя по предыдущим докладам, можно было ожидать, что он будет поменьше. По данным МВД РК, по состоянию на утро 18 апреля паводки нарушили жизнедеятельность 52 населенных пунктов в семи регионах. Подтоплено почти 2000 жилых домов, подмыто 120 участков автомобильных дорог. Наиболее сложная обстановка в Акмолинской области, где подтоплено 893 дома в 26 населенных пунктах, эвакуировано 2418 человек. Под угрозой подтопления оказалась даже Астана.
Астану может начать топить через три дня — Касымов
Тем временем Казгидромет выдал очередное штормовое предупреждение, согласно которому «в период 18-21 апреля на реках Актюбинской, Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей продолжится подъем уровня воды, разливы и подтопления».