Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Точечная застройка Алматы: хитрости строителей и ГАСК

2407
Фото: Алматы ТВ

Например,

недавний генплан катастрофически устарел задолго до того, как официально утратил силу. А с новым тоже не все понятно — его нет в открытом доступе

Бесконтрольный процесс хорошим не закончится

Первую проблему обрисовал модератор встречи Ерлан Смайлов, заявив, что процессу застройки не хватает открытости. Непонятно, как выдаются разрешения, разрабатываются проекты и так далее. Что вызывает серьезное недовольство в обществе. 

Все важнейшие архитектурные решения в городе должны приниматься в диалоге с горожанами. Не должно быть так, что люди проснулись, а у них во дворе копают котлован. Или в историческом центре пытаются воткнуть какую-то бетонную коробку. В последние годы в Алматы при строительстве выявляются массовые безобразия. Хотя есть и очень хорошие примеры, когда алматинцы своими усилиями смогли переломить ход не нужных нам строек, — сказал он.

Честно об архитектуре в Алматы: «Лицо города изгадили откаты» — эксперт

Айдын Акбай, архитектор, эксперт при общественном совете Алматы, тоже отметил непрозрачность принятия решений. Даже проект детальной планировки (ПДП) разрабатывали в закрытом режиме. Хотя он уточнил, что проводились встречи с экспертами, которые озвучили ряд предложений. Но применили ли их при разработке, пока неизвестно.

— Если нет ясности, появляются домыслы и претензии. Первое, что надо сделать, это открыто обсуждать документы. На самом деле может проект и нормальный, но из-за закрытого режима все категорически против, — сказал он.

Юрист Акбопе Абылкасимова к сказанному добавила, что

не хватает контроля как непосредственно при строительстве, так и при приеме в эксплуатацию

А это приводит к халатности или прямым злоупотреблениям.

— Нормативы в законах есть, но нет контроля за их исполнением.

Раньше в приемной комиссии присутствовали пожарные, архитекторы, ГАСК, СЭС

Теперь заказчик, подрядчик, технадзор и авторский надзор. Строительство в Алматы должен взять под контроль маслихат. Тем более, у нас сейсмоопасный район, — заявила она.

Также Абылкасимова предложила провести мониторинг всех уже построенных объектов на предмет качества и безопасности. Видимо, заняться этим тоже должен маслихат, поскольку он принимает генплан застройки.

20 лет прошло — и что мы имеем?

Марат Шибутов, член Общественного совета Алматы, подчеркнул, что основные проблемы появились уже давно. В частности, генеральный план Алматы (с 1 января утратил силу) уже давно не соответствовал реалиям, а развитие города продолжали, опираясь на него. Например,

максимальное население Алматы значилось 1,5 млн человек, а эту цифру мегаполис преодолел уже несколько лет назад

Сейчас здесь только по официальным данным почти два миллиона. А фактически еще больше. Не учтены присоединенные территории, неверная площадь города и так далее. А значит, неверно рассчитаны нагрузка на инфраструктуру, демография и прочие важнейшие показатели. Сейчас готовится новый план, но предыдущий до сих пор не проанализирован. И главное — его даже не проверили на выполнение.

— Тот план маслихат принял еще в 2001 году, в 2002 согласовал с правительством. 20 лет прошло, а что мы имеем? — задался вопросом Шибутов.

В пример он привел некий земельный участок, на котором недавно началась точечная застройка. Решили проверить законность, в ГАСКе ответили, что разрешение «в целом есть». Оказалось, участок в собственность выкупили еще при Храпунове. С тех пор он так и стоял, хотя неиспользуемую землю должны были изъять.

У архитектуры Алматы нет никакой самобытности — дизайнер

Следующий пример больше касался работы госорганов в этой сфере. Нашли несоответствие данных в кадастре и акте владельца участка. Общественный совет направил запросы в несколько органов. Во-первых, отреагировали не все. Мало того, даже откликнувшиеся тоже фактически саботировали.

— Просто написали через E-gov, что письма с ответами направлены. Но сами ответы так и не пришли. К таким работникам надо применять дисциплинарные меры, — сказал Шибутов.

Эксперт подчеркнул, что от генплана зависит стоимость недвижимости каждого горожанина. И это касается не только Алматы.

— Если рядом с домом построят станцию метро, школу и парк, это сразу на 5-10 тыс. долларов повысит стоимость квартиры. А если рядом соберутся делать развязку и дом определят под снос, цена сразу упадет. Поэтому этот вопрос должен обсуждаться всеми! — сказал Шибутов.

Строительные компании что хотят, то и делают

Акбай высказался о статусе архитекторов, который серьезно занижен.

Причем началось это еще во второй половине прошлого века — при Хрущеве

— Тогда было необходимо быстро обеспечивать людей жильем. Не было времени на разные проекты, перешли на массовое панельное строительство и борьбу с архитектурными излишествами. Начали штамповать дома, и архитектор оказался низведен до статуса проектировщика. А это в корне неправильно.

Если у архитектора низкий статус, он не может контролировать строителей, не может ответить заказчику

Вот когда у архитектора появится возможность спорить с ними, он станет полноправным участником, — заявил Акбай.

Как казахский архитектор проектировал районы Москвы

И утверждает, что по сложившейся в мире практике около 15% от бюджета занимает проектирование объекта. Около 70% от этой суммы получает архитектор. За счет этого он может провести на каждом объекте даже дополнительное исследование ветровой или шумовой нагрузки, поскольку он самостоятельный игрок и заинтересован в качестве. У нас же официальные цифры — 3-5%.

— Статус архитектора — это еще и повышение его ответственности. Он сможет требовать и будет контролировать. На Западе так и строят. А у нас сейчас мощные строительные компании любой проект как хотят, так и делают, — заявил он.

Кроме того, Акбай считает, что необходимо проводить публичные архитектурные конкурсы, поскольку в конкурентной среде архитектура начнет развиваться намного лучше.

А мы вас предупреждали

В законе об архитектурной и градостроительной деятельности есть норма, по которой населению сообщается о новых объектах строительства «через общественные слушания и в СМИ». Шибутов считает, что надо оставить только общественные слушания.

Почему Алматы остается «газовой камерой»?

— Извещение через СМИ — это такая уловка для точечной застройки

Просто дают в газете малюсенькое объявление — и сразу начинают строить. А потом говорят — так мы же всех предупреждали, — сказал Шибутов.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter