Даже ночью загрязнение воздуха в Алматы превышает норму в десять раз.
Зима 2016 года запомнится жителям Алматы огромным количеством невывезенного снега серого цвета. «Огромные грязные снежные кучи на улицах мегаполиса стали раздражителем для горожан и неприглядной иллюстрацией экологических проблем в городе», — так отозвался об улицах мегаполиса портал «Мой город«.
Действительно, проживание в южной столице Казахстана по ущербу здоровью можно приравнять к крайне нездоровому образу жизни. Казгидромет в своем ежемесячном обзоре за ноябрь 2016 года отнёс Алматы к городу «с высоким уровнем загрязнения, где СИ – 5-10, НП – 20-49% (СИ — стандартный индекс, наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДК. НП — наибольшая повторяемость в процентах превышения максимально разовой ПДК).
В переводе на обычный язык это означает, что воздух в Алматы имеет десятикратную загрязненность по сравнению с воздухом города Уральска, признанным самым чистым в республике по итогам 2015 года.
Есть исследования, которые показывают, что алматинский воздух намного грязнее, чем отмечают посты Казгидромета. В особенности если мерить вблизи автострад и транспортных узлов. Самый грязный воздух в городе рядом с проспектами аль-Фараби, Райымбека, Саина, Рыскулова. Алматинский общественник Павел Александров измеряет состояние воздуха несколько раз в сутки и публикует данные на своей страничке в Facebook.
Как рассказал исследователь-любитель порталу 365info.kz, он использует стандартные пылеуловители российского производства, которые заглатывают пыль и разделяют ее на три фракции. Так, в ночь 23 декабря воздух в 01.00 на перекрестке аль-Фараби — Маркова загрязнение воздуха превысило норму в 11 раз! «Извините меня за мой французский, но такого дерьма в час ночи я еще не видел!», — в сердцах написал Павел.
По данным исследований компании Quality of Living Survey, Алматы сегодня занимает 176-е место по качеству окружающей среды из 230 крупнейших городов мира, хотя в этом списке многие относятся к разряду «десятимиллионников». «В то время как многие казахстанские чиновники отличаются от своих коллег из развитых стран низким уровнем экологического мышления, зарубежные эксперты уже выявили, что: «Загрязнение воздуха ежегодно убивает 7 миллионов человек в мире. Из них 4.3 миллиона смертей вызваны бытовым загрязнением воздуха, жертвами которого в большинстве своем становятся женщины и дети», — пишет «Мой город».
В Алматы наиболее распространены заболевания легких, кровеносной и сердечно-сосудистых систем, расстройства нервной системы, вызванные повышенным содержанием в воздухе окиси углерода. К этому печальному списку добавьте онкологические заболевания, в частности рак груди. Как с оптимизмом смотреть в высокотехнологичное будущее Казахстана, когда, по словам главного онколога Алматы Диляры Кайдаровой, примерно у 30 тыс наших соотечественников в год диагностируют рак, а 16-18 тыс человек ежегодно от него умирают?
Смог буквально топит город, увидеть это невооруженным взглядом можно с любой горы – того же Кок-Тюбе. Основным источником загрязнения воздуха является транспорт, на долю которого приходится 70% суммарного выброса вредных веществ в воздушный бассейн. И его с каждым годом становится все больше и больше.
Свою роль в загрязненности Алматы сыграла и деградация общественного транспорта, которая привела к переориентации горожан на личные авто, на порядок увеличив его количество. По данным Управления дорожной полиции г. Алматы, на данный момент в городе зарегистрировано более 850 тысяч автомобилей. Подавляющее большинство из них – автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые при сжигании топлива выделяют наибольшее количество токсичных примесей и тяжёлых металлов.
Поэтому улучшить ситуацию с общественным транспортом в Южной столице – это фактически спасти здоровье и жизни уже родившегося и будущего поколений. «По улицам Алматы курсирует около 16 000 городских автобусов, треть из которых уже требует замены на текущий момент, а их выбросы не позволили бы получить допуск на работу в европейских городах. Часто стремясь сэкономить, автопарки приобретают далеко не новую технику, да и качество дизельного топлива, часто используемого ими, также оставляет желать лучшего. За чей счет и за чье здоровье такая экономия?», — спрашивает алматинский сайт.
В своем Послании к народу Казахстана еще в 2014 году президент Нурсултан Назарбаев сказал: «…Нам надо создавать условия для перевода общественного транспорта на экологически чистые виды топлива, внедрять электромобили и создавать для них соответствующую инфраструктуру».
В августе 2016 года главная экологическая организация города обратилась к акиму Бауыржану Байбеку с «пожеланием», в котором предлагалось:
Что из всего этого было сделано? Проведена инвентаризация арычной системы и начат ремонт арыков.
На остальное, скорее всего, нет ни желания, ни политической воли.