Пока алматинцы возмущаются бессмысленной и беспощадной застройкой города, архитектор Алмас Ордабаев, отреставрировавший здания Академии наук и Кафедрального собора, хладнокровно признает: «Пожалейте застройщиков, они же должны еще откаты чиновникам заплатить! Вот на красивую архитектуру денег и не остается».
— Алмас Баймуханович, как вы с вашим опытом оцениваете архитектурный облик Алматы по 5-балльной системе?
— Такой мегаполис, каким стал Алматы в последние годы, оценивать по 5-балльной системе крайне сложно. Всегда это будет субъективно. Давайте разберем эти проблемы по частям. Начнем с того, что многие жалуются, что Алматы теряет свой облик.
— Я пока узнаю свой город. Но боюсь, что лет через 5 перестану узнавать.
— Узнаем мы свой город только благодаря объективным природным факторам. Все алматинцы знают, что на юге — горы. Все мы идем вверх или вниз. Это пока Алматы.
В другой части города текут арыки. Хотя пользоваться этой водой не рекомендуется. Пока осталась зелень, которая еще спасает город, помогая растворять безобразия последних 20-25 лет.
А если оценить город, я бы дал твердую хорошую «четверку». Потому что благодаря природным факторам, у нас с переменой ветра появляется свежий воздух. Неплохая зелень. И время от времени открывается красивая панорама города.
— Это понятно. Но эта хаотичная застройка… Можно ее как-то минимизировать? Из-за хаотичной застройки в центре города нарушился архитектурный стиль. В 30-е годы в Москве тоже сносились старые усадьбы, купеческие дома, но строилось хотя бы в похожем стиле. У нас этими вопросами никто не беспокоится.
— Вы правы. Застройка испортила стиль города. Особенно в лихие 90-е, когда все было бесконтрольно. Из-за жажды наживы, легких барышей за счет строительства многоэтажек и офисов историческая часть города потеряла свой характер. О стиле Алматы нужно говорить более определенно. Это скорее дух Алматы: природа и двух-трехэтажная застройка сомасштабная человеку, деревенский размер кварталов 100*120 кв. м. Это головная боль для автомобилиста – частые перекрестки. Но для пешего жителя – это была комфортная обстановка. Полукурорт, полуусадьба, полугород. Согласитесь, что это не могло продолжаться бесконечно.
— Почему невозможно? Если бы такой город построили в Европе, он бы сохранился. Исторический центр сохранился бы железно. Об этом бы позаботились.
— Вы затрагиваете другую сторону. Правовую. Если бы в Европе город, как Алматы, получил бы статус исторического памятника, то конечно, он бы сохранился. Там более жесткие нормативы. А у нас правовая сторона градостроительства находится в зачаточном состоянии.
Наша страна в культурном плане являет собой такое сообщество, где с основания ломались традиции и устои.
Хозяевам ресторанов, кафе, которые безусловно, нужны городу и устраиваются на первых этажах зданий, абсолютно все равно – какая у него архитектура. Такого своеволия, хозяйского отношения к объектам, на Западе, конечно бы не допустили.
— Вот ситуация: идет реставрация здания. Вложить бы чуть больше денег, чтобы кондиционеры расположить внутри. Сейчас это возможно. В Италии же так делают!
— Архитектура – дорогостоящая вещь.
Как бы мы не ругали хозяев ресторанов, им нужно делать откаты,
нужно получить прибыль, санитарной и пожарной инспекции нужно отстегнуть. Я боюсь, мы залезем в дебри. Давайте говорить об архитектуре как прекрасном явлении, украшающем нашу жизнь.
— Сегодня архитектура – востребованная профессия. И обучают ей не последние люди. Но откуда берется такая архитектурная безвкусица? Это отсутствие личного вкуса архитектора или желание заказчика – хочу, как в Нью-Йорке и Шанха, и плевать мне на несоответствие образу.
— Редко когда заказчик обладает хорошим вкусом и еще и большими средствами.
— Вот тогда получаются хорошие результаты. Кусочек проспекта Аль-Фараби от улицы Фурманова до реки Есентай является для нас примером, как могла бы развиваться архитектура в наше время. В начале проспекта мы имеем объект Нурлытау. Кто-то называет его «птичником», кто-то – «курятником», кто-то – «оранжереей». Разве это образ для солидного многофункционального корпуса?! Дальше мы едем в сторону юго-запада и видим неяркий, очень скромный для финансового центра объект. И дальше мы видим солидный комплекс Esentai Tower, который стал доминантой этого проспекта.
— Одно из лучших зданий, которых не много.
— Это как раз случай, когда инвесторы искали хорошего архитектора и хороших строителей, рассчитывая, что именно такого типа здания будут востребованы архитекторами.
Откуда берется безвкусица? Вы сами ответили на вопрос. Заказчик требует здание в пределах отведенного бюджета. И тогда архитектура становится обслуживающей профессией. Начиная с 90-х годов, мои коллеги стали профессионалами, работающими как продавцы. То есть – чего изволите?
А заказчик не сильно обременен вкусами и знаниями.
— А в чем сохранился дух старой Алма-Аты в архитектуре?
— Очень тонкий вопрос. Возьмем центральную историческую часть города, которая застроена в 30-60-е годы. Так называемое сталинское возрождение. Несколько пристойных зданий, которые образовали 2-3 ансамбля. Это ансамбль административных зданий на проспекте Абылай-хана между улицами Кирова и Гоголя. Это группа зданий в районе Академии наук. Главным источником архитектуры этого типа является архитектура эпохи «сталинского» возрождения, классицизма с элементами советской архитектуры и национальными элементами. Хрущевская перестройка привела к изменению качества этой архитектуры. Со всех кирпичных зданий была сорвана вся эта мишура, как ее тогда называли – колонны, пиастры, арки, бортики. И эта стала обычная коробочная архитектура. Но сохранялась сомасштабность зданий вплоть до начала 80-х годов. После двух-трехэтажных зданий сталинской поры появились трех-четырех-пятиэтажная застройка хрущевской и брежневской поры. Они вписывались в масштаб квартала и самого города той поры.
— Дайте совет молодым архитекторам города. Куда им двигаться, чтобы возродить дух старой Алма-Аты?
— Вы мне два вопроса задали. Сначала нужно стать архитектором. А потом перед ним поставить вопрос о заказчике – нужно или нет возрождать старую Алма-Ату. Совет архитекторам – читать, рисовать, макетировать, осваивать все виды современной компьютерной графики. Но главное – рисовать руками. Потому что давно уже доказано, когда человек пишет и рисует, возникает связь между мозгом, глазом и рукой. Если это становится привычкой, появляется художник и архитектор. А когда архитектор перестает быть художником, он превращается в обычного исполнителя чужой воли, стилей и капризов. Теперь о старой Алма-Ате. К следующей передаче выйдите на улицу и спросите: надо ли? Думаю, 80% ответят, что надо.
— У нас есть рубрика «Глас народа». Мы переадресуем этот вопрос нашему корреспонденту. Не ручаюсь за ответы. Тема архитектуры бесконечна. Глупо, наверное, возвращаться в прошлое. Но глупее и преступно от этого прошлого отказываться. Строить, словно до тебя ничего не было. Дорогие архитекторы и заказчики, давайте помнить, что Алматы наш город и нам в нем жить.
Видеоверсию смотрите здесь.