Кандидат социологических наук, руководитель общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова считает, что равнодушие людей к собственной истории, ценностям страны и порождает проблемы современности.
ЦСПИ «Стратегия» инициировала соцопрос граждан Казахстана об их отношении к переходу на латинскую графику.
Первый был проведен в 2017, второй в 2018 году. По словам социолога, ко второму опросу количество равнодушных только выросло.
— Переход на латиницу поддерживали около 25 процентов опрошенных.
Больше трети, примерно 35%, плохо представляли, что это может дать. Поэтому среди них были и те, кто «за», и те, кто против. Примерно такой же процент (32%) вообще против перехода. А кому все это просто неинтересно.
Но прослеживалась четкая зависимость от уровня образования. Среди поддержавших латинизацию людей с высшим образованием было больше, и в основном казахов
Среди других этнических групп поддержки меньше. В селе проект поддерживают меньше, чем в городе, но среди горожан больше равнодушных.
Что касается возраста, в переходе на латиницу больше заинтересованы в основном люди в возрасте около 30 лет, меньше — среди старшего поколения. Представители старшего поколения боятся остаться вне контекста, потому что не понимают, как надо читать такую графику. Среди них мало умеющих читать латинскую азбуку и владеющих европейскими языками.
Проблема еще и в том, что никто не может понять, где настоящий латинский алфавит, а где до сих пор пробный. Если бы он был введен сейчас, доля затруднившихся с ответом и безразличных была бы еще выше. Тем более, что в данный отрезок времени эта тема не особо актуальна, ведь ее решение намечено только на 2025 год. А наши граждане живут проблемами сегодняшнего дня.
Сейчас я читаю книгу доктора наук Сарсена Аманжолова: «Вопросы диалектологии и истории казахского языка». Она была написана в 1953 году и поднимала некоторые вопросы языкознания.
Так вот, у меня складывается ощущение, что нас меньше других интересует собственная история, культура, язык.
У казахов выработалась привычка, что нас все время кто-то изучает извне
Когда с 17 века мы практически стали частью Российской империи, все темы культуры, ориенталистики и казахской этнографии были интересны многим, но не нам.
А надо, чтобы в казахском обществе был высокий уровень рефлексии в отношении самих себя. Отсюда и постоянное ожидание, что кто-то со стороны должен оценить, изучить и помочь понять самих себя.
Вот такое нежелание углубиться – описать юрту и сопутствующие элементы, небрежное отношение к национальному костюму. Кстати, что касается национального костюма, говорят, нам его навязали, нарисовали в 1930 году. Почему тогда нет поисков? То есть все используют либо колониальную картину, либо сильно идеализированную. Это для меня удивительно.
Люди по-прежнему относятся к своей истории и культуре так, словно их не требуется ни защищать, ни оберегать. Отсюда и наши экологические проблемы, и потеря идентичности. Это все тесно связанные моменты. Но это никого не волнует.
Если мы не будем интересны сами себе, нам всегда будут рассказывать, кому мы интересны. И этот дискурс не меняется