Пять мер по усилению органов местного самоуправления (МСУ) предложил кандидат политических наук Бауржан Шериязданов.
Среди нынешних проблем МСУ — «излишняя политизированность маслихатов», с одной стороны, и неосведомленность обычных граждан — с другой. Есть и ряд других, что вкупе серьезно затрудняет развитие столь важного элемента современного государства.
Полный текст статьи «Местное самоуправление Казахстана и России (сравнительный анализ)» можно прочесть на официальном сайте КИСИ.
Среди задач местного самоуправления — помощь диалогу власти с населением.
— Эту роль сейчас декларативно выполняют государственные органы — маслихаты и местные акиматы, — отметил автор.
Однако сограждане в большинстве своем не принимают участие в самоуправлении. Мало того, утверждает Шериязданов, видимо, еще не осознали даже саму его значимость.
— И вполне закономерно, что
люди задаются вопросами: что же это такое местное самоуправление и для чего оно им надо?
— пишет эксперт.
Также развитие МСУ сдерживает «отсутствие законодательных, экономических и финансовых основ».
Токаев поручил усилить финансовую самостоятельность аулов
На примере российского самоуправления автор определил проблемы в сфере самоуправления, характерные для большинства стран СНГ:
Что касается Казахстана, наша система МСУ отличается от российской следующим:
По мнению исследователя, в нынешних реалиях есть некое противоречие. С одной стороны, органы МСУ «представляют власть народа в пределах соответствующей административно-территориальной единицы».
Но сами выборные органы местного самоуправления есть не везде
В некоторых из этих единиц управляют назначенные «сверху» органами государственной власти.
— Вследствие слабо выраженной гражданской инициативы населения, невысокого уровня правовой, гражданской культуры и слабого восприятия обществом в Казахстане местное самоуправление является одним из наименее развитых институтов гражданского общества, — утверждает Шериязданов.
https://365info.kz/2019/02/vernut-pravovoj-vseobuch-na-predpriyatiyah-predlozhil-yurist
Законодательство гласит, что основным инструментом участия граждан является собрание (сход) местного сообщества. Порядок проведения определяют областные маслихаты. Но в законе не дается четких критериев собраний и сходов.
Нет даже определения понятия «собрание (сход) местного сообщества»,
нет регламента проведения, четкого правового статуса и механизма реализации принятых решений.
— Это базовые вопросы должны быть определены в законе, а не маслихатами регионов с разными уровнями развития. Необходимо отметить, что собрание местного сообщества – весьма неэффективный инструмент гражданского участия в процессе принятия решения на местном уровне. Например,
очень трудно провести собрание в пределах регионов или крупных населенных пунктов, городов,
поэтому необходим дополнительный альтернативный способ гражданского участия, — подчеркнул он.
Способов таких в принципе достаточно:
Кроме того, эксперт отметил еще один момент. По его мнению, сейчас маслихаты «излишне политизированы». Поэтому он предложил вернуться к старой мажоритарной форме выборов депутатов маслихатов, в том числе по одномандатным округам. Тем более, что на местах слишком мало партийных структур, не считая партии власти.
— Главная задача депутатов маслихатов — прежде всего
не организация политических дебатов, а решение насущных проблем избирательного округа
(дороги, освещение, газификация, ремонт жилья, водообеспечение и т. п.). Поэтому кандидатами в депутаты маслихатов должны быть представители местного сообщества, знающие проблемные аспекты данной территории, — считает Шериязданов.
Эксперт сформулировал условные программы «минимум» и «максимум».
Чтобы приблизиться к планируемой модели, необходимо провести ряд реформ, утверждает он.
Во-первых, необходимо модернизировать систему местного государственного управления. То есть продолжить децентрализацию власти. Для чего передать местным властям дополнительные полномочия. И одновременно гарантировать на законодательном уровне их реализацию.
— Местное самоуправление не может быть успешным без решения вопросов о коммунальной собственности и финансовой самостоятельности, а также возможности его органов непосредственно влиять на весь спектр жизненно необходимых социальных услуг. Введение и развитие местных органов самоуправления в Казахстане
должно идти параллельно с процессами передачи местным бюджетам определенных ресурсов,
которые необходимы для финансирования местных программ развития, — считает эксперт.
Во-вторых, угрозу развитию МСУ представляет неопределенность с его организацией в низовых уровнях.
— В этой связи необходимо законодательно провести образование органов местного самоуправления на низовом уровне. Необходимо на законодательном уровне прописать все вопросы финансово-экономического и организационного блоков, решить вопросы улучшения системы налогового администрирования и определение статуса депутатов местного уровня, — утверждает он.
В-третьих, необходимо создать реальный институт местного финансирования. Его бюджет основывать на коммунальной собственности, местных налогах, сборах и дотации центра.
В-четвертых, надо решать проблему больших городов. Мировой опыт показывает, что у власти в мегаполисах и больших городах нет тесной связи с населением.
— Необходимо предусматривать создание и функционирование самоуправляющихся сообществ в отдельных районах города, масштаб которых противостоял бы тенденциям изолированности и росту отчужденности граждан от власти.
В-пятых, Шериязданов считает, что на уровне области, городов республиканского значения и столицы
для внедрения местного самоуправления нужны отдельные требования к законодательству
в силу унитарного государственного устройства Казахстана.
— Это главная цель сохранения и укрепления стабильности независимого Казахстана и предотвращение сепаратистских тенденций, — пояснил этот пункт Шериязданов.