Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Кого удар пандемии и карантина задел сильнее всего?

867
Фото: Алекс Аминев / РИА Новости

Чтобы как-то улучшить картину, постоянно разрабатываются различные государственные программы, но в большинстве своем они просто не работают. Иногда реализации мешают объективные факторы вроде злополучной пандемии COVID-19. Но в большинстве случаев причины гораздо глубже.

«Хромает» качество управления как в центре, так и на местах

— Тимур, вот сейчас работает государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы. Первый год практически прошел — и каковы результаты? Правда, когда эту программу начинали разрабатывать, никто не знал, что коронавирус распространится так быстро и сильно. 

— Конечно, пандемию никто не ждал, и она сыграла очень негативную роль, по сути, заморозив экономические процессы по всей стране.

Затормозилось развитие наиболее трудоемкого сектора, где было занято очень много населения — это сфера услуг

Говорить об успехах в такой ситуации не приходится.

Хотя если говорить о результатах,

большинство наших госпрограмм в любом случае поставленных целей не выполняют

Нередко цифры «натягивают», пытаясь показать, что целевые индикаторы достигнуты. Но на самом деле ничего подобного.

Так что программа развития регионов и без пандемии изначально была под вопросом.

— Что же происходит с нашими программами? В чем проблема?

— Их много. Одна в том, что сильно хромает качество госуправления не только в центре, но и регионах. Вопросом улучшения качества никто не занимается. Может быть кто-то когда-то и озвучивал, но официальной такой задачи не стоит. В регионах нет даже проектного управления, кроме того, на местах по большей части нет гражданских институтов.

Значительная часть населения просто выживает

Некоторые утверждают, что проблема в нехватке кадров, но на самом деле это второй вопрос.

Если система слабая, даже хорошие специалисты ничего не смогут сделать

Одна из причин — нет диалога с обществом, которое и само слабо развито. Я имею в виду гражданское общество. Часто спрашивают, а кто вам мешает развиваться? А мешают сами власти. Гражданские институты слабо финансируются, если самоорганизовываются и начинают критиковать — им не дают работать. Причем как в центре, так и на местах.

А если вернутся конкретно к региональной тематике?

— Региональные проблемы — понятие достаточно широкое, и в него входит большой пласт проблем. Тут и социальный блок, и экономические проблемы, и нехватка инфраструктуры, и так далее.

Наверное, сегодня больше всего беспокоят социальные проблемы, остальные стоят не настолько остро. А вот социальный блок вызывает серьезное недовольство в регионах.

Прежде всего качество жизни — связанные с этим проблемы одинаковы почти во всех регионах. У нас есть два социально-экономических локомотива — это Нур-Султан и Алматы. Там качество жизни выше,

а в остальном Казахстане значительная часть населения вынуждена просто выживать

Слабые образование и медицинские услуги, невысокие зарплаты, элементарные базовые потребности.

Уровень безработицы выше официальной в разы

— Есть конечно и специфические проблемы. Например, регион является бюджетным донором, оттуда идет хороший поток (от той же нефтянки), но инфраструктура довольно слабая.

По качеству жизни точное представление статистика государственных органов не дает. Типичный пример — безработица у нас якобы 5%. Но реальная безработица выше в разы, просто в статистику ввели категорию «самозанятых». Между прочим,

эти люди толкают на базарах тележки или торгуют семечками не потому что это им нравится, а потому что настоящей работы нет,

выбирать не из чего. Но безработными они не считаются. И с остальными показателями примерно так же.

Пособие в 42 500 вскрыло реальную картину безработицы в стране — Своик

Елбасы года два-три назад критиковал акима одной области за то, что в его регионе нужно дать взятку, чтобы устроиться на работу хотя бы в школу. Я знаю, что мзду требовали даже за место санитарки в школе. Люди платят, потому что там хотя бы гарантированная зарплата. И думаю, что это не исключение — во многих областях такое происходит.

— Есть ли готовые и главное рабочие рецепты? Что делать-то?

— Однозначно поднимать экономику. На короткое время еще могут помочь государственные механизмы социальной помощи, но ни одно государство не может делать это долго и постоянно. Недоработки экономической политики нельзя решить пособиями, надо создавать новые предприятия с рабочими местами и нормальной заработной платой.

Нет даже понимания того, что нужно делать

— Сейчас мы в перманентном нерешаемом кризисе. Нет стабильного развития примерно с 2007-08 годов. Уже тогда потенциал реформ в экономике оказался исчерпан. Пришла новая экономическая реальность, упал рынок недвижимости, а в 2014 еще и мировые цены на нефть. Но мы к новой реальности оказались не готовы.

До 2007 года наши банки «заливали» дешевыми деньгами, а потом внешние рынки заимствований закрылись

Нефтянка уже не дает таких сверхдоходов, еще тогда пора было переходить к качественному структурному развитию экономики.

Но добиться этого правительство не может до сих пор. И видимо, нет даже понимания, как это сделать. Между тем и Нурсултан Назарбаев, и Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявляли, что нужна новая экономическая политика. Где она?

Уверен, что для перехода к новой экономической модели требуются серьезные изменения в политической сфере

В первую очередь демократизация. Пора отказываться от сверхконцетрации власти, в частности, дать больше полномочий мажилису. И вообще сделать парламент по настоящему многопартийным, сейчас он таковым только называется.

Увеличение добычи нефти защитит экономику и людей — аналитик

Мажилис должен стать более независимый. Не должно быть так, что исполнительная власть фактически утверждает состав парламента. Наоборот, мажилис должен не формально, а фактически влиять на формирование правительства. А если кабмин не справляется с задачами, то и ставить вопрос о его неэффективности.

— Кое-кто из экспертов предлагает серьезно заняться децентрализацией власти. То есть передавать больше полномочий из центра на места. 

— К этой идее я в принципе отношусь неплохо. Но сразу скажу, что это нужно делать очень аккуратно. Есть риски, что если кому-то из крупных мировых игроков не понравится что-то в нашей внешней политике, они попробуют таргетировать процесс внутриказахстанской региональной конфронтации. То есть раздуть какие-то межрегиональные противоречия. Это мы видели на Украине, в Грузии и так далее. Так что в вопросе усиления местных властей надо все-таки быть очень осторожными.

Раздражение в обществе растет

— А вот что действительно нужно сделать очень быстро — это по настоящему независимую судебную власть.

Сейчас наши суды, по сути, являются продолжением исполнительной власти, а это не только вызывает раздражение в обществе, но и влияет на экономику

Просто бизнес оказывается не защищен, поскольку некоторые кланы сильно инкорпорированы с исполнительной системой. А значит, и с судебной. В итоге могут без последствий для себя выдавливать конкурентов, заниматься рейдерством и тому подобное. Если у нас до середины нулевых в стране было несколько экономических групп, что есть правильно, то сегодня они ликвидированы и конкуренции у нас нет.

Особенности малого бизнеса в Казахстане: банкам он неинтересен

Конечно, эти группы неизбежно будут влиять на гражданскую сферу. Например, они владеют средствами массовой информации, что ведет к постоянным внутренним дискуссиям. И это тоже часть демократии. Например, как в США — какие-то группы не приняли Трампа и не переставали его критиковать на протяжении всего президентского срока. У нас же такое и представить невозможно.

Между тем это все взаимосвязано: экономика, социальная сфера и региональные проблемы.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter