Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

29 лет суверенитета — итоги политики многовекторности

229
Фото: strategy2050.kz

Накануне Дня независимости патриотические рассуждения граждан традиционно сводятся к двум, на первый взгляд, полярным направлениям. Одни неустанно перечисляют важность достижений Казахстана во всех направлениях и измерениях. Другие настаивают, что почти за 30 лет можно было добиться намного большего.

Однако две эти точки зрения объединяет одно – наличие того самого суверенитета, о котором можно рассуждать, который позволяет говорить о прорывных или провальных результатах деятельности правительства. Не будь независимости, некого было бы обвинять, некого хвалить, некому было бы нести голубой флаг на олимпийских играх.

И если внутриполитическая ситуация, к которой мы подошли на пороге 30-летия современного суверенного Казахстана, результат деятельности как властей, так и общества, то внешнеполитическая деятельность определялась и определяется исключительно государством.

В этом контексте главным ориентиром в международных отношениях для Казахстана с начала 90-х прошлого столетия стала политика многовекторности.

Многовекторная политика

Первый президент определил понятие многовекторной политики как

«развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес».

Новый «налог» от Минюста: коррупционные риски и лазейки

В какой-то степени на момент распада Советского союза для Казахстана и многих других постсоветских стран подобная политика стала не столько выбором, сколько необходимостью. Тем не менее важно было сделать это с максимальной для себя выгодой. Тот же Туркменистан, выбрав политику нейтралитета, в итоге во многом оказался изолированным от части выгод и возможностей международного сотрудничества.

Для Казахстана, на тот момент страны, обладающей ядерным оружием, международное позиционирование играло решающую роль для всего экономического и политического будущего государства. Ядерное оружие не могло не стать разменной монетой, а потому взамен Казахстан обеспечил себе гарантии ненападения от ядерных государств.

А если бы..?

Сегодня некоторые эксперты рассуждают, насколько целесообразным был отказ от ядерного оружия, и могло бы оно принести пользу Казахстану, если бы началась полноценная программа по его развертыванию, учитывая, что на территории страны имелся и испытательный полигон.

В теории подобный вариант развития событий возможен, однако вряд ли географическое положение между такими крупнейшими геополитическими игроками, как Россия и Китай; разразившийся экономический кризис; наличие сырьевых ресурсов, представляющих интерес для стран ближнего и дальнего зарубежья; неурегулированные вопросы территориальных границ могли бы способствовать устойчивому развитию Казахстана.

В то же время сам по себе отказ от ядерного оружия еще не далеко гарантировали стабильности и развития. Надо было занять нишу, которая бы обеспечила Казахстану эффективное позиционирование в сложном и конфликтном мире.

Три задачи стабильности

Во-первых, необходимо было показать приверженность страны миролюбивой политике. Поэтому миротворческие инициативы Нурсултана Назарбаева и упор на разоружение были закреплены вступлением Казахстана в основные международные договоры и организации по разоружению и нераспространению. Это подписание Лиссабонского протокола к договору СНВ-1 в 1992 году, присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1993 году, членство в МАГАТЭ с 1994 года, участие в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) с 1996 года и так далее.

Странная популярность кредитной амнистии в Казахстане — Айдархан Кусаинов

Во-вторых, другим важным элементом многовекторности стало вступление Казахстана в международные организации как «западные» (ОБСЕ), так и «восточные» (ШОС), а также инициирование создания новых региональных блоков, таких как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), где Казахстан должен был играть одну из центральных ролей.

В-третьих, помимо начала установления экономических связей с внешними партнерами Нурсултан Назарбаев стал последовательно позиционировать нашу страну в качестве справедливого посредника и медиатора.

Так, еще в начале 90-х годов при посредничестве Первого президента начался процесс по урегулированию конфликта между Азербайджаном и Арменией. Тогда, после тяжелых 3-х дневных переговоров, 23 сентября 1991 года, стороны достигли соглашения, известного как «Железноводское коммюнике».

Нефть дорожает, резервы Нацбанка худеют

Несмотря на то, что по ряду причин договор так и не был подписан, было показано, что многого можно достичь через активную посредническую дипломатию в разрешении международных споров.

Спустя многие годы в 2017 году хрестоматийным показателем успеха многовекторной политики Казахстана стал Астанинский процесс по Сирии. Все ключевые страны — гаранты мира в Сирии в лице России, Турции и Ирана единогласно избрали столицу Казахстана местом мирных переговоров. Это наглядным образом подтвердило уровень доверия к стране и международного авторитета Первого президента.

Будущее многовекторного подхода

Многовекторность стала оптимальным решением, особенно на начальном этапе становления государства. Избранная политика стала прочной основой для строительства нового Казахстана, обеспечив его базовыми гарантиями безопасности, притоком иностранных инвестиций, позволив развивать многостороннее экономическое и гуманитарное сотрудничество со всеми мировыми партнерами.

В то же время перед этой моделью политики всегда стояли и определенные вызовы. По сути, Казахстану все эти годы так или иначе приходится постоянно балансировать между интересами крупных геополитических игроков.

В будущем вместе с развитием и укреплением Казахстана данная модель будет нуждаться в дальнейшем творческом совершенствовании. Задача состоит в том, чтобы не только обеспечить максимальную гибкость и независимость внешней политики нашей страны, но и не создавать каких-либо угроз отношениям с ключевыми союзниками и партнерами.

В любом случае главным ориентиром и приоритетом были и должны всегда оставаться национальные интересы Республики Казахстан.

автор: Амина Жарылгапова, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter