Казахское музыкальное наследие огромно. И особое место в нем занимает кюй.
Слово «күй» означает «состояние, чувство» — музыкальное произведение, в основном исполняется на домбре. Казахские домбристы, кюйши, были традиционными участниками всех массовых народных мероприятий, переезжая из аула в аул и исполняя свои кюи.
Приезд кюйши или домбырашы (домбрист) всегда был праздником. Свое искусство они обычно демонстрировали вечерами, когда аульчане собирались после дневных трудов на поляне и рассаживались на кошмах.
В доме казаха любой всегда желанный гость — традиция Іздеп Бару
Рядом с домбристом садились глава аула и уважаемые аксакалы. Неподалеку размещались и местные домбристы. Кюйши, делая короткие перерывы, чтобы сделать глоток кумыса, исполнял один кюй за другим.
Представляя очередной, он обязательно рассказывал историю появления музыкального произведения и его содержание. Эта традиция называется Күй тарихын айту (рассказ истории произведения). Когда она появилась, сегодня точно не скажет никто, но не исключено, что одновременно с первым кюем.
Кюйши должен был не только искусно владеть инструментом, чтобы затронуть сердца слушателей виртуозной игрой, но и быть хорошим сказителем, уметь завораживающе и образно рассказать историю кюя.
Как правило, домбристы исполняли не только свои произведения, но и других композиторов, а для этого должны были обладать очень хорошей памятью. Например, известный домбрист Науша Бокейхан знал и исполнял 90 кюев.
В основном темы этих музыкальных произведении уносили слушателей в давние исторические времена, повествовали о былых походах батыров и героических сражениях. Перед собравшимися красочно и образно представали истории большой любви и разных судеб.
Вспомним историю одного известного кюя. В давние времена сын одного хана погиб на охоте от копыт дикого кулана. Чтобы спасти свой табун, животное притворилось хромым и увлекло за собой молодого охотника. Юноша устремился за легкой, казалось бы, добычей, но кулан, выбрав момент, ударил его копытами и, сбив с коня, убил. Зная суровый нрав повелителя, никто из сопровождавших ханского отпрыска не осмелился сообщить отцу о гибели наследника.
Тогда поведать печальную весть вызвался домбрист. Он пришел к хану и начал играть. Вслушиваясь в печальную и трагическую мелодию, хан как наяву увидел, что произошло в степи и понял, что его сына нет среди живых.
https://365info.kz/2020/11/kogda-kazahi-zadabrivayut-boga-zhertvoj-traditsiya-tasattykh
Хан был в горе и гневе, что домбрист посмел донести ему эту страшную весть, и приказал отрубить несчастному голову. Однако кюйши возразил, что не промолвил и слова — все, что узнал хан, ему сообщил не он, а домбра. Хану пришлось признать правоту музыканта и отказаться от казни. А кюй этот так и называется — «Ақсақ құлан» (хромой кулан).
Бывало и так, что история одного кюя имела несколько вариантов. Так, композитор и музыковед Ахмет Жубанов, этнограф Акселеу Сейдимбек и другие авторы в своих книгах описали немало историй возникновения народных кюев и произведений таких композиторов, как Байсерке, Даулеткерей, Дина, Ихлас, Казангап, Коркыт, Курмангазы, Сейтек и многих других.
Историю еще одного кюя рассказал писателю Мухтару Ауэзову и его друзьям аксакал Утегельды. Об этом в своей книге воспоминаний «Жас Мухтар» (Молодой Мухтар) написал Ахмет Ауэзов, старший брат писателя:
«Утегельды спросил: – Вы знаете, как появился кюй «Саймақтың сары өзені» (Желтая река Саймака)?
— Нет. Расскажите, пожалуйста.
— Кого нищета гладила по голове? Она закрывает дорогу храброму
джигиту и путами связывает руки щедрому. Жил в миру славный джигит по имени Саймак, но он был беден. Не было у него ни табунов коней, ни отар баранов. Все, что у него было, это его домбра. Она была его утешением и опорой.
Что надо знать гостю о казахском дастархане — традиция Бас ұстау
Джигит влюбился в дочь богатого человека. Девушка тоже полюбила его. Зная, что отец не согласится отдать дочь за бедного, Саймак решил украсть возлюбленную. За сбежавшими снарядили погоню, но молодые люди спрятались в горах. Вот сидят они на берегу реки, и девушка, обращаясь к своему любимому, говорит:
— Саймак, я нарушила традицию, теперь мои родители не смогут
сдержать слова, данного сватам. От стыда потупятся их взоры перед людьми. Почему я пошла с тобой? Ты же нищий, а джигит, сосватавший меня, был очень богат, но и он остался ни с чем, ударяя от злости кулаками о землю. Меня заставила пойти за тобой твоя домбра. Сыграй мне!
Саймак посмотрел на убегающие волны горной реки, взял в руки инструмент и заиграл новый кюй. Мелодия полилась, будто река. Перед его взором бурлила она, смело устремлялись вдаль ее воды. И девушка, как и река, уносилась в мечтах о будущем. Струны-близнецы соединили ее с горным потоком. Когда замолкли последние звуки красивого кюя, она тихо сказала:
— Да, Саймак, не ошиблось мое сердце.
Влюбленные назвали этот кюй «Саймақтың сары өзені» (желтая река) …»
Традиция Күй тарихын айту жива и в наши дни.