Казахов отличает близость к другим людям – родственникам, друзьям, знакомым и даже к незнакомым. Отправляясь в путь, человек знал, что в любом ауле он будет принят как «құдайы қонақ» (божий гость), и его обязательно пустят переночевать и накормят.
Иностранные путешественники удивлялись, как казах мог выехать в дальний путь, не взяв с собой еды, для него это было обычным делом. Если же путник не собирался останавливаться на ночь, он подъезжал к крайней юрте аула, где после приветствия ему сразу подносили айран, кумыс или шубат.
Также традиционно казахи заботились и о пожилых, им везде оказывали почет и уважение. При перекочевках на жайляу молодежь первым делом помогала старшим разобрать юрту перед выездом и снова собрать ее по приезду.
Если кто-то заболевал, аульчане обязательно навещали его. Зачастую близкие и соседи приносили блюдо «Бел көтерер» (дословно – поднятие поясницы). Таким образом больному давали понять, что желают ему быстрого и окончательного выздоровления. Эта традиция получила название Көңіл сұрау (проведать больного, дословно – спросить о самочувствии).
Когда у кого-то случалось несчастье — например, если из-за болезни погибала вся живность, руку помощи протягивал каждый. Люди безвозмездно передавали пострадавшему барана, козу, верблюда или коня. Такая традиция называется Жылу жинау (собрать помощь, дословно – собрать тепло). И подобных у казахов немало.
Одна из них — Іздеп бару (искать ближнего), своего рода ехать в гости без приглашения. Например, молодой джигит, взяв с собой одного или нескольких друзей, мог поехать повидать замужнюю сестру, которая некоторое время назад вышла замуж и жила в ауле супруга. Зачастую путь был не близким.
Вот, что писал об этом путешественник Генрих Мозер: «Казахи не допускают браков между родичами, невесту, как правило, берут из другого рода и другой волости, иногда верст за 700 и более».
По приезду новые родственники оказывали прибывшему молодому человеку и его друзьям всяческие почести. А когда гости собирались в обратный путь, обязательно преподносили подарки. Это мог быть добротный скакун, дорогая одежда, ловчая птица и другие. Передавались подарки и родителям.
Чтобы увидеть своих родных и друзей, в дальнюю дорогу отправлялись как мужчины, так и женщины. И если мужчина мог путешествовать один, женщину во время Іздеп бару всегда сопровождали муж или взрослые дети.
А еще казахи всегда очень дорожат дружбой. Древняя пословица гласит:
Жолдас қадірін жорықта білесің,
Дос қадірін соғыста білесің.
Кто твой спутник — узнаешь в пути,
Как дорог друг — узнаешь на войне.
Если от друга долго не было вестей, человек мог поехать навестить его. Возраст здесь роли не играл — в путь отправлялись как молодые мужчины, так и убеленные сединами аксакалы. Собираясь, человек обязательно готовил подарки для семьи друга, так как у казахов не принято посещать другой дом с пустыми руками — құр қол бару.
Если же по приезду выяснялось, что другу нужна помощь, он оставался так долго, насколько это было необходимо. В доме друга он был всегда желанным, дорогим и долгожданным гостем. О таком радостном событии хозяин оповещал родичей и соседей, и все собирались в юрте за обильным дастарханом. Друзей поздравляли с долгожданной встречей и говорили много хвалебных слов об их крепкой дружбе. Акыны в их честь пели песни. Такую дружбу ставили в пример молодым.
Поэт Гали Орманов в своем дневнике написал, как 5 июля 1940 года известная домбристка Дина Нурпеисова приехала к акыну Джамбулу. В ту пору ей было 79 лет, а ему было 94.
«К вечеру приехала Дина Нурпеисова. Поздоровались, обнявшись.
– Теперь тебя никуда не отпущу, – сказал Джамбул, весело шутя. – Өзің іздеп келдің – ты сама искала меня. Вот мой дом, он стоит пустой, нужна хозяйка».
Дина сказала:
– Я очень соскучилась, вот и приехала.
Джамбул ответил:
– Я тоже тебя ждал. Ну, белая лебедь, говори, о ком ты вздыхала все это время?
– О тебе, конечно.
– Эх, встретилась бы ты мне в мои двадцать пять лет!
Дина:
– Ты же сам сочинил стихи:
«Жиырма бес маған тағы қайтып келді,
Сәлемін алтын күннің алып келді.
Вот снова вернулись мои двадцать пять,
Взошло мое золотое солнце опять», —
разве не так?!
– Ты права, дорогая Динажан! И то правда, живем в такое счастливое
время, и будто помолодели оба. Правду говорю, разве не возвратились наши двадцать пять лет?
– Да, уважаемый Жаке, ты светишься как молодой джигит, а я чувствую себя девушкой, надевшей саукеле — головной убор невесты, ну о чем нам еще мечтать?
– Ладно, Динажан, пошутили вдоволь, возьми-ка свою домбру. Я соскучился по твоим кюям.
Пока готовилось угощение, домбристка исполнила кюи Курмангазы «Қайран шешем» (Милая мама) и «Кішкентай» (Маленький). Джамбул остался доволен:
– Дина, ты сама пришла ко мне. Сказал же, никуда тебя не отпущу. Сейчас барана зарежем.
– Значит будет той?
– Свадьба будет с тобой.
Дина весело ответила:
– Девушка учтиво промолчит, если в себе уверен джигит.
Смеясь, присутствующие с удовольствием слушали дружеский шуточный разговор великих старцев».