Отныне госслужащим и их родным официально запрещено дарить вообще что-либо. Таким образом государство решило нанести удар по коррупции. Кроме того, чиновникам запретили принимать на работу родственников. Соответствующий закон накануне подписал Касым-Жомарт Токаев.
Политолог Максим Казначеев в интервью нашему порталу заявил, что этих мер недостаточно. К проблеме нужно подойти с другой стороны и первым делом обратить внимание на законы.
— Максим, насколько эти поправки будут эффективны в борьбе с коррупцией?
— Напрямую на объемы коррупции эти поправки не повлияют. Хотя запрет на прием на работу родственников я рассматриваю вполне позитивно. Но и его можно обойти — есть лазейка.
Родственников могут принимать по договоренности между двумя разными ведомствами
Условно говоря, руководитель ведомства «А» договаривается с руководителем ведомства «Б», и они берут на работу родственников друг друга. Получается своеобразный бартер должностными позициями.
— Сейчас уже есть что-то похожее. Нужного человека принимают на работу даже не «по бартеру», а за какую-нибудь другую услугу.
Чиновникам хотят запретить работать с родственниками и супругами
— Да, схемы эти давно отработаны. Но, по крайней мере,
блокируется возможность принятия родственников в прямое подчинение — и это уже хорошо
— То есть положительный эффект налицо.
— Дело в том, что это не те ниши, которые дают основной объем коррупционных нарушений. Все-таки родственники и подарки — это очень мелко, на общую картину это не влияет. Надо подходить с другой стороны.
Начать следует с процедур проведения разных государственных тендеров и задач грантов
Их следует прописать более детально.
— Кроме того, важно сократить объем функций госорганов, о чем я уже говорил раньше. А уже исходя из этого заодно сократить и количество чиновников, необходимость в которых отпадет.
— А куда эти функции девать? Кому отдать? И не начнутся ли какие-то злоупотребления уже там?
— Их нужно просто выводить в сферу, которая не регулируется бюрократической системой. Самый простой пример — процедуры прохождения техосмотра. Они всегда были сверхкоррумпированными, а сейчас их вывели в конкурентную среду, и у людей все претензии отпали.
Дамбу в Узбекистане «прорвала» коррупция — обзор СМИ
Вообще, необходимо полностью пересмотреть законодательную базу на наличие коррупционных ниш. И соответственно точечно убирать прорехи в законах.
— И много ли таких прорех? Откуда они взялись?
— Фактически в ревизии нуждается вообще вся законодательная база. Сейчас даже нельзя сказать, сколько там лазеек. А появились они в результате недостаточной квалификации депутатов парламента, которые принимают такие законы. Все-таки там сидят не сплошь юристы.
Плюс целенаправленные действия для сохранения этих коррупционных лазеек
Если рассматривать проблему коррупции, по цепочке мы выходим на проблему эффективности законодательной ветви власти.
— В первую очередь в сохранении этих лазеек заинтересованы министерства. Разумеется, речь о тех законах, которые регулируют подведомственные им сферы деятельности.
Поэтому право законодательной инициативы у министерств следует отобрать
Казахстан и коррупция: кто окажется победителем?
Пока борьбой с коррупцией занимаются чиновники, получается ситуация «пчелы против меда». Они не будут уничтожать коррупционные схемы, по которым работают. Делать это должно антикоррупционное ведомство. Но пока оно этим не занимается.