Было время, когда нас уговаривали оставить себе доставшийся от СССР ядерный арсенал.
На международной арене у Казахстана имидж последовательного и надежного партнера, говорит заместитель директора КИСИ Санат Кушкумбаев. Мы долго и серьезно работали над своей репутацией — и результаты уже вполне солидные.
— Санат Кайрслямович, чем известен Казахстан на международной арене?
— Наверное «фирменное блюдо» нашей внешней политики — это ядерное нераспространение. Все знают, что еще при Советском Союзе президент Нурсултан Назарбаев своим указом от 29 августа 1991 года закрыл Семипалатинский ядерный полигон.
В дальнейшем, когда Казахстан получил независимость, одним из главных предметов международных переговоров был остававшийся от советского периода ядерный арсенал. Он был четвертый в мире. Были многие не только эксперты, но и страны, которые советовали Казахстану не отказываться от ядерного потенциала.
Они говорили, что нам нужно ядерное оружие, но при этом преследовали собственные интересы
— Не совсем понятно, какая выгода может быть кому-то от того, что мы будем владеть ядерным оружием ?
— Целый ряд государств и сам стремится обладать таковым. Уже позже мы увидели, как ракетно-ядерным арсеналом обзавелись например Индия и Пакистан. На Ближнем Востоке гонка к сожалению продолжается до сих пор.
— И что — они планировали каким-то образом разжиться у нас технологиями или документацией?
— Если бы Казахстан оставил у себя ядерное наследство Союза, по факту оказалась бы «размытой» международная система безопасности, сложившаяся еще в прошлом веке. Когда легитимное право на ядерное оружие было только у пяти стран — постоянных членов Совбеза. У остальных государств такого права и такого арсенала не было.
Наследие СССР: Казахстан сегодня называли бы ядерной державой
И унаследование советского оружия дало бы прецедент. Это же относилось не только к Казахстану, но и например Украине и Белоруссии, к которым тоже были аналогичные призывы. То есть речь шла о фактическом уничтожении монополии. Однако позиция Казахстана была твердой и последовательной — и мы от него отказались.
— Сейчас Казахстан один из лидеров мирового антиядерного движения. Этой идеологии мы последовательно придерживаемся на протяжении десятилетий независимости. Первый президент неоднократно выступал по этой теме и внутри страны, и с трибуны ООН.
В 2006 году именно в Семипалатинске (что особо символично) пять государств Центральной Азии подписали договор о создании безъядерной зоны в регионе. А в 2009 году Генассамблея ООН объявила 29 августа (напомню, что это день закрытия полигона) — международным днем действий против ядерных испытаний.
— А кто инициировал и подготовил этот договор от 2006 года?
— Вообще участвовали все государства Центральной Азии. Естественно, Казахстан тоже принимал активное участие и подписание состоялось у нас. Очень важно, что процесс начал расширяться.
В 2016 году Нурсултан Назарбаев написал Манифест «Мир. XXI Век» и выступил с ним на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. Послание прежде всего было адресовано клубу ядерных держав и его основной лейтмотив в том, что к ядерному разоружению нужно идти вместе.
По сути, это было концептуальное видение мира в 21 веке
В современной глобальной войне не будет победителей и эту угрозу нужно ликвидировать. Фактически любой конфликт в итоге может привести к применению ядерного оружия и все закончится массовым самоубийством. Поэтому ядерное разоружение и есть тот ориентир, на который должна быть направлена современная политика. Чтобы к 2045 году (это столетие ООН) полностью отказаться от ядерного арсенала. Очень амбициозная задача на долгосрочную перспективу.
— То есть регулярно выдаем различные идеи и инициативы. А как к ним в мире относятся?
— Конечно, есть скептики. Но они появляются всегда, особенно если учесть современную систему международных отношений и рост общей конфликтности особенно среди глобальных игроков. Любая инициатива зачастую сначала воспринимается с недоверием, а то и враждебно — к этому нужно относиться нормально.
Проактивная внешняя политика Казахстана обеспечила стране участие в глобальном диалоге — эксперт
Вспомним хотя бы историю СВМДА — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В 1992 году на первом же выступлении с трибуны ООН идею создания выдвинул Нурсултан Назарбаев. Новая организация должна был стать аналогом СБСЕ (предшественник ОБСЕ — прим.). Тогда тоже было немало скептиков. А к сегодняшнему дню в СВМДА прошло уже четыре саммита на уровне глав государств, его членами являются 27 азиатских государств. В работе участвуют многие международные организации и страны-наблюдатели (в том числе и США). Весь секретариат в столице Казахстана. То есть весь скептицизм уже закончился.
— Насколько эффективна работа организации?
— Когда в 2002 году прошел первый саммит, за одним столом переговоров сидели представители Индии и Пакистана. А ведь в то время они серьезно конфликтовали. Часто ли случалось, чтобы за одним же столом сидели иранцы и израильтяне? А на саммите СВМДА это было.
Назарбаев выступил с архитектурой сотрудничества в глобальном мире. В чем ее суть?
Причем работа продолжается. Если не ошибаюсь, в 2014 (тогда в СВМДА председательствовал Китай) Нурсултан Назарбаев предложил сделать следующий шаг и трансформировать в организацию по безопасности и развитию в Азию. То есть ключевыми аспектами обозначил именно безопасность и развитие.
Конечно, эта идея пока не реализована и только обсуждается. Но как в свое время инициатива СВМДА и эта тоже со временем может обрести более четкие контуры. Кстати, с осени 2020 председательство снова перешло к нам и думаю, что мы снова инициируем обсуждение идеи.
— Хорошо уже то, что наши инициативы не игнорируют, есть реакция и отзывы. А каков наш имидж на международной арене?
— Имидж хороший, как у последовательного надежного и предсказуемого партнера. Все эти годы над внешней репутацией серьезно работали и в итоге добились неплохих результатов.
Когда мы говорим о многовекторности — это тоже не декларация, а фактический месседж своим партнерам на внешней арене. Сначала ближним, потом и дальним. Что мы во внешней политике будем придерживаться сбалансированного подхода с учетом национальных интересов. Но вместе с тем и на взаимовыгодных условиях. Это ключевой аспект многовекторности.
США vs Китай — какие выгоды может извлечь Казахстан?
Кстати, не все страны, даже фактически тоже придерживающиеся многовекторности, декларируют ее вслух. Но когда говорят официальные лица, это означает, что они хотели бы быть услышанными.