Детали и нюансы новых назначений Акорды.
Выделенные в качестве самостоятельных ведомств Агентства по защите и развитию конкуренции и стратегическому планированию и реформам 14 сентября получили новых руководителей — Серика Жумангарина и Кайрата Келимбетова.
Также сформирован состав Высшего совета по реформам. В него вошли:
Как новые старые фамилии повлияют на экономический курс страны, спрогнозировал политолог Данияр Ашимбаев.
— Начнем с правительства, которое за время пандемии умудрилось отхватить хорошую порцию критики от президента и общественности. Стоит ли ожидать смены кабмина?
— Критика касается как всего правительства целиком, так и отдельных министерств. Но
если точечно затронуть проблемы медстрахования, коммерционализации медицины и цифровизации образования, это системные сбои
То есть государство само в свое время минимизировало контроль и пошло в сторону максимальной коммерции.
Правительство сейчас действует по реформам, проведенным в 2007 году. Когда оно стало органом коллегиальным, а не распределительным. Любой вопрос решается коллективным голосованием. Функции по госзакупкам перешли в ведение недавно упраздненного института ответственных секретарей. То есть в 2007 году правительство как госорган скинуло с себя ответственность.
В 2015 году прошла большая передача полномочий от правительства к министерствам, от министерств к акиматам. И в таких объемах, что на местах его, по-моему, до сих пор толком не переварили.
Потом отменили остатки каких-то обязательных показателей при исполнении государственных бюджетных программ.
То есть исполнительная власть ответственность с себя сняла, а на себя ее никто так и не принял
Получается, что прежде чем требовать ужесточений, надо, во-первых, заново выработать стратегию и разработать систему контроля.
— О чем и свидетельствует поручение президента создать отдельное Агентство по стратегическому планированию и реформам. 14 сентября его председателем назначен Кайрат Келимбетов, несколько лет руководивший МФЦА. Как вам эта кандидатура на новый пост?
— Кайрат Келимбетов достаточно сильный аппаратчик и своего рода политический тяжеловес. Для выстраивания новой структуры у него есть три ценных качества. Во-первых, он сильный экономист. Во-вторых, имеет свою команду. В-третьих, как мы уже видели, умеет довольно быстро выстраивать новые структуры. Достаточно вспомнить опыт создания при нем Министерства экономики и бюджетного планирования, фонда «Казына». Когда он пришел в администрацию президента и был ее главой в 2008 году, быстро полностью перестроил ее структуру.
То есть для создания такого важного нового агентства у Кайрата Нематовича есть все необходимые навыки
Что касается экономической части, конечно, можно критиковать предложенные им концепции. Но и в этой части у него есть два положительных качества. Во-первых, он не связан с банковским лобби. А это у нас в стране самая сложная категория — как бы ни было плохо, государство всегда помогает банкам. Во-вторых, он не связан с коррупционными скандалами. И какие бы обвинения в его адрес ни звучали, репутация у него достаточно чистая.
— А как же девальвации, которые он «проспал», будучи главой Национального банка?
— Я за процессом девальваций 2014 и 2015 годов наблюдал достаточно близко. И Кайрат Келимбетов был противником обеих. Поэтому могу сказать, что о первой в феврале 2014 года он действительно узнал по телефону.
Поскольку сторонники девальвации создали мощное лобби в столице, Келимбетов получил указание сверху, которое не смог оспорить
Вторую девальвацию в августе 2015 года активно лоббировало правительство при участии того же банковского лобби. Кайрат Нематович до последнего сопротивлялся. В итоге он очень хорошо обыграл правительство — дал свое согласие при условии, что о девальвации объявит лично премьер-министр Карим Масимов.
Брифинг после девальвации многие запомнили. Было видно, насколько премьер-министр недоволен. Решение было его, но он явно не хотел, чтобы оно с ним ассоциировалось.
После этого Кайрат Келимбетов ушел в отставку, был заменен более послушным Данияром Акишевым. И все эти годы он относительно тихо просидел на посту руководителя МФЦА. То есть за время политической карьеры не запятнал свою репутацию. А его политический вес и навыки — основное, что необходимо при создании нового ведомства.
Во всяком случае, его назначение минимизирует интересы банков второго уровня в нашей экономической системе. Вряд ли это будет принципиальный сдвиг. Но по крайней мере, какое-то противодействие банковскому лобби на уровне принятия решений будет организовано.
— Серик Жумангарин возглавил второе новое Агентство по защите и развитию конкуренции. Он имеет опыт работы в антимонопольном ведомстве. Но достаточный ли для руководства?
— О важности отдельного антимонопольного агентства со статусом министерства говорили давно. Так что решение верное. Новый председатель агентства Серик Жумангарин ранее руководил антимонопольным комитетом в составе миннацэкономики. А в последнее время работал министром по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии.
Кстати, должность министра ЕЭК часто становится трамплином, после нее в составе правительства появилось немало министров
Как под его руководством будет работать агентство в новом статусе, покажет время.
— 14 сентября утвержден состав Высшего совета по реформам. Снова видим старые фамилии. Что этот совет поменяет?
— Пока неясно, что вообще имеется в виду под Высшим советом по реформам. Его статус пока не определен, положение не принято. Но судя по обнародованному составу, ожидать чего-то радикального не стоит.
Надо понимать, что экономическая система у нас сложилась достаточно специфично. Нет людей, способных принципиально предложить другой, новый курс. А учитывая роль Казахстана в мировой экономике, провести новый курс в отдельно взятой стране достаточно сложно.
К тому же
сложилось достаточно мощное лобби, что называется, конечных бенефициаров, противостоять которому существующими политическими инструментами невозможно
Есть понимание, что менять что-то нужно, но делать это придется выстраиванием сложной системы компромиссов.
Новых фигур не появилось, за исключением Сумы Чакрабарти, который был заместителем министра финансов Великобритании, а затем возглавлял Европейский банк реконструкции и развития. Не могу сказать, что он как-то прославился в этом качестве. Та же английская википедия отмечает, что он самый высокопоставленный индус на британской госслужбе. Казахстан любит привлекать иностранцев. Поэтому главное сейчас, чтобы он не ухудшил ситуацию.
Продолжение следует